На главную
Реконстукция "темных веков" Исторические источники Переводы поэтических источников Генеалогические древа королей бриттов и англосаксов Ссылки Гостевая Разное - карты, рисунки и т.д.

Реконструкция "темных веков" >> История англо-саксов

 

ШЭРОН ТЁРНЕР. ИСТОРИЯ АНГЛО-САКСОВ.

 

КНИГА III. ГЛАВА VII. << КНИГА III. ГЛАВА VIII.  >> КНИГА III. ГЛАВА IX.

THE
HISTORY
OF THE
ANGLO - SAXONS
FROM

THE EARLIEST PERIOD TO THE

NORMAN CONQUEST.

BY SHARON TURNER
Правление, Войны и Гибель Пенды. — История Англо-Саксонской Октархии до Воцарения Альфреда Нортумбрийского.

1840



ШЭРОН ТЁРНЕР

ИСТОРИЯ АНГЛО-САКСОВ

КНИГА ТРЕТЬЯ. ГЛАВА VIII.

Правление, Войны и Гибель Пенды. — История Англо-Саксонской Октархии до Воцарения Альфреда Нортумбрийского.


     [627-634 Р.Х. Возвышение Пенды.] Примерно в это время королевство Мерсия не только полностью сформировалось, но благодаря выдающимся способностям одного человека было вознесено до таких высот в саксонской октархии, которых никто из её предыдущих королей, даже тех, кто считался бретвальда, никогда не достигал. Этим человеком был Пенда, который, хотя и не назван среди бретвальд, однако же, если бы победа над другими англосаксонскими государствами предоставляла подобный титул, обладал бы им на более законных основаниях, чем кто-либо другой. Уже упоминалось, что некоторые мелкие авантюристы из народа англов один за другим проникали во внутренние районы острова, которые позднее вошли в состав королевства Мерсия, и основали там среди бриттов поселения. В 586 году один из них по имени Крида, ещё один потомок Водена, добился королевского превосходства (1); а поскольку из упоминания Ненния мы можем заключить, что Пенда первым отделил Мерсию от королевства северных англов, то Крида, должно быть, находился в подчинении королевства Дейра, граничившего с Мерсией на севере (2). В 627 году Пенда, внук Криды, наследовал корону в том возрасте, когда мужчины обычно скорее расположены к покою, нежели к активной деятельности. Ему было за пятьдесят лет, когда он стал королем Мерсии. Правил же он тридцать лет (3), и ознаменовались эти годы террором и уничтожением нескольких англосаксонских королей. Перед его вступлением на трон Мерсия не выказывала ни мощи, ни дарований, но военные таланты Пенды и незаурядная энергия быстро вознесли её до бесспорного и ошеломляющего превосходства. Уже через год после начала царствования, мы встречаем его в сражении с Кюнегильсом и его сыном Квичхельмом в Уэссексе у Киренчестера. На протяжении всего дня противники не могли решить исход схватки, на следующее же утро война была окончена переговорами (4). Пять лет спустя, в возрасте шестидесяти лет, он присоединился к Кадваллону и победил Эдвина Нортумбрийского в сражении, в котором этот правитель был убит (5).
     
[Правление Освальда в Нортумбрии.] Набожность Освальда была искренней и благодатно влияла на образ его жизни: для наставления своих невежественных подданных он испросил епископа из Икольм-килла и усердно трудился, пытаясь ускорить их нравственное обучение. На этой важнейшей стезе упрочению его усилий способствовал его собственный пример, без которого все человеческие таланты и всё человеческое возвышение являются бесполезной бутафорией. На празднестве Пасхи перед ним было поставлено серебряное блюдо, полное яств. Пока собирались произнести молитву об освящении трапезы, слуга назначенный оказывать помощь бедным сообщил королю, что улица битком забита неимущими, выпрашивающих подаяние. Пораженный подобным контрастом, тем, что в то время, когда он с роскошью пирует, многие из его поданных, имея чувства, желания и потребности сродни его собственным, борются с нищетой, он, памятуя милосердные заповеди Христианства и повинуясь порыву доброй души, приказал отдать нетронутую еду просящим, а серебряное блюдо поделить между ними (6). Нищие на какое-то время прикоснулись к королевским наслаждениям, а служитель Господа в этот жестокий и величественный день посоветовал с состраданием относиться к окружающей его бедности.
    Освальд получал удовлетворение от восприятия благодати Христианства, распространившегося в Уэссексе. Подобные натуры, столь смиренные и столь милосердные, должно быть, с надеждой воспринимают блаженство своего кроткого поведения. Он стал крестным отцом принявшему христианство Кюнегильсу. Народ последовал примеру короля (7).
     
[642. Убийство Освальда Пендой.] В то время как Освальд облагораживал своё поколение проявлением тех смиренных добродетелей, которые в наивысшей мере оказывают влияние на развитие человеческой личности, мерсийский король готовился напасть на него. Его вторжение в Нортумбрию стало роковым для менее воинственного Освальда, который пал в битве при Освестри в Шропшире на тридцать восьмом году своей жизни и девятом своего царствования. Освальд испустил свой последний вздох, молясь о соратниках (8).
     
[Нападение Пенды на Беббанбурх.] Столь же жестокий, сколь и бесстрашный и нетерпеливый, Пенда приказал отчленить голову и руки Освальда от тела и выставить на столбах (9). Он прошел по Нортумбрии, опустошая все на своем пути, но будучи не в состоянии взять штурмом королевский город Беббанбурх, решил предать его огню. Разорив все деревни в округе, и окружив город огромным количеством бревен и соломенных крыш, принесенных с развалин, он обложил его огнем. Но ветер, который вздымал языки пламени выше городских стен, внезапно переменил направление. Разрушительная стихия, наиболее пагубная для человека, перекинулась от своей ожидаемой жертвы на тех, кто её выпустил, и кровожадное осадное войско в панике или благоразумии оставило город (10). Нортумбрийцы вслед за этим избрали Осви, брата Освальда, своим королём.
     
[643.] Следующая война Пенды велась против Уэссекса. Кенвалкх, сын Кюнегильса, оскорбил его, отвергнув его сестру. Он вторгся и изгнал его; и Кенвалкх скитался за пределами Уэссекса в течение трех лет, прежде чем смог возвратить свою корону (11).
     
[Пенда разбивает королей Восточной Англии.] В том же году после смерти Освальда победоносный Пенда повернул своё оружие против Восточной Англии, пребывавшей тогда в состоянии непритязательного и безобидного спокойствия. Но это положение только подстегнуло стремление мерсийцев. В этой стране Сигеберт наследовал сыну Редвальда, опасаясь которого, он когда-то в поисках безопасности бежал во Францию, где принял христианство и занялся учёбой. Добившись короны Восточной Англии, он основал в своих владениях школу, которая известна не только тем, что стала первой после той, что была создана англосаксами в Кентербери для преподавания чтения и литературы, и которую она превосходила, но и тем, как предполагается, что сформировала самобытный зародыш Кембриджского университета (12). Наряду со школой Сигеберт основал монастырь; и, предпочитая царствованию благочестие, образованность и спокойствие, он передал корону своему родичу Экгрику, управлявшему частью Восточной Англии, принял тонзуру и удалился в основанный им монастырь. При вторжении Пенды восточные англы, испугавшиеся, как бы их правящий монарх не оказался неспособным отразить превосходящую по численности армию, насильно вызволили Сигеберта из монастыря и принудили его возглавить войско, убежденные, что воеводство столь достойного мужа будет содействовать их успеху. Он повел их в бой, но, не приемля никакого оружия, способного причинить гибель, обходился лишь командным посохом. Его ратное мастерство было превзойдено многолетним опытом Пенды. Оба правителя восточных англов погибли, а их армия была рассеяна (13).
     
[654.] Честолюбие и удача Пенды отнюдь не иссякли. В 654 году он вторгся в Восточную Англию против Анны, преемника Сигеберта и Экгрика, и убил его (14). Его злодеяние было непростительно в глазах Пенды. Кенвалкха же он благодушно простил (15).
     
[Осви.] В то воинственное время, когда каждый мужчина являлся солдатом, никакое завоевание не было постоянным, никакой победитель не находился в безопасности. Жизнь Пенды являла пример этой истины. Когда Осви по смерти Освальда принял правление над Берникой, он поставил править Дейрой Освина, сына Осрика, родича прославленного Эдвина. Высокий и изящный Освин отличался своим человеколюбием и великодушием, но не мог смягчить зависть Осви, который вскоре стал стремиться извести впечатление, которое тот производил. Освин уклонился от вооруженного столкновения и укрылся с одним лишь верным воином, своим молочным братом Тондхере, в доме преданного друга эрла Хунвальда. Этот человек выдал его Осви, и позволил ему совершить убийство (16). [Убийство Освина.] Освин пожаловал своему предателю в пользование земельные владения. Солдаты Осви, которых тот привел, ворвались в дом ночью. Тондхере принёс себя в жертву их ярости, чтобы спасти своего господина и друга; но нашёл утешение лишь в том, что пал вместе с ним (17).
     
[655.] Сама судьба, похоже, предопределила Осви на освобождение англосаксонской октархии от Пенды. Когда этот престарелый тиран готовился вторгнуться в его владения, он долго и горячо, хотя и тщетно испрашивал мира. В возрасте восьмидесяти лет языческий король, поощряемый своими предыдущими успехами, по-прежнему прельщался улыбкой фортуны и грохотом сражения. Отклоняя неоднократно предлагаемые переговоры, он со своими закаленными в боях ветеранами поспешил присоединить Осви к тем пяти монархам, погребальные почести которых увековечили его как их победителя. С трепетным беспокойством Осви и его сын Альфред встретили его в сопровождении огромного количества вспомогательных войск. Но в бою не всегда побеждает сильный, а в гонке – быстрый. Пенда переполнил чашу своего беззакония, и Провидение избавило страну от правителя, чья жажда разрушения с возрастом ничуть не ослабла. Уверенный в победе он ринулся на Осви, но исход сражения неожиданно оказался для него гибельным. [Гибель Пенды.] Пенда с тридцатью его командующими пали перед врагом, значительная часть которого уже была ими покорена, и чью нынешнюю слабость они презирали. Равнины Йоркшира стали свидетелями освобождения Англии (18). Оидильвальд, сын Освальда, выступил на стороне Пенды, однако не жаждал помогать ему. Когда начался бой, он покинул поле брани и издалека хладнокровно выжидал исход. Этот раскол, возможно, навел панику среди войск Пенды, или же, завладев бдительным вниманием части из них, уменьшил численность сражавшихся против Осви. Основные предводители мерсийцев пали, защищая Пенду, а остальные, оказавшись в водах разлившейся реки, скорее утонули, нежели нашли смерть от меча.
     Со смертью Освина вернулось шестицарствие; со смертью же Пенды образовалась пентархия, ибо королевство Мерсии было настолько ослаблено исходом этого сражения, что немедленно подпадало под власть Осви, завоевавшего к тому же ещё и часть Шотландии.
     
[Введение Пеадой Христианства в Мерсии.] Пенда ещё при жизни поставил одного из своих сыновей, Пеаду – юношу благородных манер и восхитительных достоинств, королем той части своих владений и завоеванных земель, где проживали срединные англы. Пеада посетил Осви в Нортумбрии и просил руки его дочери Алкхфледы. Условиями брака являлись отречение от идолов и принятие им Христианства. Поскольку его отец слыл более чем твёрдым сторонником древнего саксонского суеверия и обладал весьма суровым нравом, принцесса, должно быть, внушала своему поклоннику горячую привязанность, коли заставила его призадуматься по поводу сего предмета. Пеада согласился выслушать христианских проповедников, и три их основные доктрины – воскресение, упование на вечную жизнь и обетование царства небесного, склонили-таки его принять религию, их сулившую. Убеждения Альфреда, образованного старшего брата принцессы, женатого на сестре Пеады Кюнебурге, дополнили впечатление. Он решил принять Христианство, даже несмотря на то, что ему было отказано в руке Алкхфледы. Он был окрещен со всеми сопровождавшими его эрлами и дружинниками, включая их семейства, а для наставления своего народа, возвращаясь домой, взял с собой четырех священников (19). Сознание саксов, видимо, тогда достигло того уровня деятельности и суждения, которому перестало удовлетворять их иррациональное идолопоклонство, и, тем самым, стало подготовлено к принятию христианства настолько, насколько это возможно при постоянном соприкосновении с этой привлекательной и просвещающей религией. Старания священнослужителей оказались успешными. Ежедневно в веру Христа обращалось множество мерсийцев, как знати, так и простолюдинов.
     Сам Пенда перед своей кончиной, казалось, наконец, смягчил своё неприятие новой веры. Приняв справедливое послабление по этому вопросу, он позволил проповедовать её в своих владениях тем, кто хотел слушать. Он разрешил им веровать, если они поступали так, как их наставляли. Он, согласно сообщениям, ненавидел и ни во что не ставил тех, кто принял Христианство, но не выполнял его предписания, восклицая, что те жалкие создания, кто не живёт по заповедям Бога, в которого они уверовали, достойны лишь презрения. Эта существенная перемена взглядов произошла в Мерсии приблизительно за два года до гибели Пенды (20). У него был жестокий и честолюбивый нрав, но рассудок отличался твёрдостью, решительностью и незаурядной энергией. Если бы образование и Христианство облагородили его, то таланты Пенды определили бы ему одно из самых высоких мест в сонме наиболее выдающихся англосаксонских королей.
     Смерть Пенды привела к полному обращению Мерсии. Осви после своей победы правил ею три года и пожаловал своему зятю Пеаде верховную власть над южными мерсийцами, которых от северных отделял Трент. Информация о том, что Мерсия за Трентом включала в себя всего семь тысяч фамилий, а другая её часть – лишь пять тысяч (21), приводит нас к заключению, что её успехи при Пенде являлись результатом не численности населявших королевство жителей, а его недюжинным военным талантом и впечатляющих способностей. При его правлении Мерсия неуклонно и стремительно развивалась. После смерти Пенды Христианство распространилось по ней с неимоверной быстротой. Два её первых епископа были ирландцами, а третий, хоть родом и англ, тем не менее учился в Ирландии.
     
[Убийство Пеады.] Весной после смерти своего отца, Пеада был вероломно убит на праздновании Пасхи; и запись, донесённая до нас летописцами, утверждает, что произошло это в результате предательства его королевы (22). Другое предание, правда, не внушающее доверия, приписывает это искусству её матери, всё ещё остававшейся язычницей (23). Убийство, по-видимому, явилось результатом негодования тех, кто был недоволен разрушением векового идолопоклонства, которое Пеада первым начал ниспровергать в Мерсии. Перед гибелью он основал знаменитый монастырь в Питерборо, строительство которого закончил его брат (24).
     Скрепя сердце подчинились вожди Мерсии нортумбрийскому королю. Они укрывали Вульфхере, другого сына Пенды, у себя до тех пор, пока не возник подходящий случай воспользоваться его именем и правами. И после смерти Пеады, трое из них поставили Вульфхере во главе себя, собрали войско, отреклись от власти Осви, изгнали его сановников и провозгласили своего молодого вожака королем. С успехом восстановили они свободу в своей стране (25).
     
[659. Кенвалкх в Уэссексе.] Теперь и Уэссекс начал проявлять деятельность и властность. Его король Кенвалкх победил бриттов, которые вообразили, что после его поражения от Пенды он представляет собой лёгкую добычу (26). Полем боя являлся Пен в Сомерсетшире: бритты напали со стремительностью, которая на первых парах оказалась весьма успешной, но в итоге были разбиты, и преследовались с кровопролитием, от которого они так никогда и не оправились, аж до самого Педридана, что на реке Парретт (27). Указанная местность, как кажется, говорит о том, что нападавшие преимущественно состояли из бриттов Корнуолла и Девоншира. Воодушевлённый этим успехом, Кенвалкх устремился отомстить Мерсии и Вульфхере за бесчестие, которое учинил над ним его отец. Результатом этого явилось противоборство, в котором, после нескольких побед и поражений, возобладали мерсийцы, и часть Уэссекса попала под власть мерсийского короля (28).
     
[Эссекс восстанавливает Христианство.] Приблизительно в это же время Эссекс не без содействия Осви вновь обратился к Христианству. Его король Сигеберхт часто посещал Нортумбрию, и Осви имел обыкновение рассуждать с ним о том, что предметы, сделанные руками людей, не могут являться богами, что дерево и камень не могут являться материалами, в которых живёт Божество: они уничтожаются топором и огнем, и зачастую подвергаются самым постыдным действиям. Поскольку Сигеберхт принимал эти очевидные истины, Осви описал истинный объект людского почитания, который Вечен и Всемогущ, невидим для нас и непостижим в величии Своём, но который соблаговолил создать небеса и землю, и род человеческий, который правит тем, что Он создал, и будет судить мир с отчей справедливостью. Его вечная обитель не в бренных металлах, а на небесах, там, где Он обещал вечное воздаяние тем, кто познает и выполнит волю Господа и Создателя своего. Частое обсуждение этих вопросов, наконец, сломило сопротивление умов Сигеберхта и его людей. Посовещавшись друг с другом, они предали забвению свое идолопоклонство, и король принял Христову веру религией Эссекса (29).
     После изгнания Кенвалкха Сассекс воспользовался удобным случаем, чтобы избавиться от господства Уэссекса. В 645 году Пенда изгнал Кенвалкха из Уэссекса, а в 648 году мы обнаруживаем начавшего править Эдильвалкха в качестве короля Сассекса (30). Он подчинялся господству и добивался дружбы Вульфхере, и в 661 году получил остров Уайт и область Меанвара в Гэмпшире, часть покорённого Уэссекса, от щедрот его завоевателя. Сассекс в ту пору насчитывал семь тысяч фамилий и оставался приверженным идолопоклонству. Однако Вульфхере убедил Эдильвальда совершить обряд крещения; и стараниями Вилфрида, самого именитого тогда епископа, это небольшое королевство около 688 года Р.Х. сменило своё язычество на Христианство (31). Эссекс также вскоре подчинился Вульфхере (32), ставшим теперь самым влиятельным из англосаксонских государей, хотя и не величался титулом Бретвальда, который, как кажется, с этого времени прекратил свое существование. Наиболее близкое к истине предположение относительно этого звания, возможно, заключается в том, что его носил walda или правитель саксонских королевств, противостоящий бриттам в периоды ведения войны за обладание страной: эдакая разновидность Агамемнона относительно общего врага, а отнюдь не титул верховенства или власти относительно друг друга. Если так, то им должен быть всего лишь король-воитель саксов в Британии, существовавший наряду со своими местными правителями.
     
[670. Смерть Осви.] Осви по Беде был седьмым (ибо Освальд был шестым) из королей, которые доминировали в англосаксонской октархии (33). Он умер в этом году (34). Самым величайшим его достижением было избавление англосаксов от тирании Пенды; он также покорил пиктов и скотов; но судьба добродушного Освина, которого он погубил, омрачает память о нём (35). Его старший сын Альфред, участвовавший в добыче лавров славы на поле боя у Винвида, был лишён права наследования вследствие своего незаконного рождения, и над объединенными королевствами Нортумбрии был поставлен младший – Экгфрид (36).
     
[672. Саксбурга.] По смерти Кенвалкха скипетр Уэссекса приняла его вдова, Саксбурга. Она обладала им с мужеством и умом, усилила армию новобранцами и поощряла своих ветеранов. Покорные были вознаграждены ее милосердием, врагу же было продемонстрировано непоколебимое самообладание (37). Между тем, гордые варвары Уэссекса в образе женщины презирали даже царство мудрости (38); и в течение десяти лет знать делила правление между собой. [674. Эсквин.] Вначале этого периода в качестве правителя упомянут сын Кенфуса Эсквин, влиятельнейший нобль, ведущий родство от Кердика (39). Он повел мощную армию против Вульхере, короля Мерсии; сражение, в котором взаимное уничтожение было более заметным, чем итоговая победа, произошло у Бедвина в Уилтшире. Имеет смысл нам здесь, как нравоучительно говорит историк, заметить насколько презренны славные войны и величественные победы сильных мира сего. Оба этих соперничавших короля, тщеславие и напыщенность которых швырнули тысячи своих товарищей-марионеток в могилы, пережили это сражение не более чем на год (40). Спустя несколько месяцев Вульхере умер от тривиальной болезни; а в 676 году за ним последовал и Эсквин. [Кентвин.] Его приемником называют Кентвина (41); Этельред же, последний оставшийся в живых сын Пенды, приняв корону Мерсии, разорил Кент (42).
     
[Экгфрид Нортумбрийский.] Экгфрид, правивший в Нортумбрии, отразил с неимоверным смертоубийством вторжение пиктов. Их воевода Бернхает пал, и трупы его соратников остановили поток реки, что протекала вблизи места гибели (43). В 679 году Экгфрид вторгся в Мерсию, не смотря на то, что Этельред был женат на его сестре. Мерсийцы встретили его у Трента, и в первом же бою погиб его брат Эльфвин. В связи с озлоблением противоборствующих сторон нависла угроза гораздо более кровопролитного столкновения, когда вмешался архиепископ Теодор. Сан архиепископа приобрёл новое влияние благодаря его личности, и он устроил примирение между состоявшими в родстве участниками сражения. За смерть Эльфвина был выплачен денежный штраф, и кровная месть была предотвращена (44).
     
[664. Мор.] Губительная чума начала распространяться по Британии от южных провинций до северных областей, а в 664 году подобным же образом поразила Ирландию (45). Бедствие добралось до Уэльса, и многие из уроженцев острова эмигрировали в Бретань. Кадваладир, сын Кадваллана, сопровождал их. Он был любезно принят одним из бретонских королей и пользовался его гостеприимством до тех пор, пока набожность или отвращение к военным превратностям судьбы, не побудили его отказаться от своего королевского титула в Уэльсе [674.] и посетить Рим. Он был последним из кимров, претендовавших на независимость острова (46).
     Когда Кадваладир умер в Риме, король Бретани Алан послал своего сына Ивора и своего племянника Инира с мощным флотом, чтобы вернуть корону, которую Кадваладир отверг или лишился. Ивор был сначала настолько успешен, что разгромил саксов и занял Корнуолл, Девоншир и Сомерсетшир.
[681.] Но Кентвин встретил его с войском западных саксов и, отбросив к самому морю, вновь лишил кимров надежд (47). [698.] Родри Маэлвинаук (Rodri Maelwynawc) узурпировал pennaduriaeth, или верховную власть кимров, после отъезда Ивора в Рим (48).
     
[684. Экгфрит вторгается в Ирландию.] Неугомонный Экгфрид вскоре развернул своё оружие против Ирландии. Эта страна, не смотря на то, что некоторые из её племён нередко находились в противоречии с валлийцами, всегда пребывала в строгом дружелюбии с англичанами (49); правда, подобная миролюбивая воздержанность не являлась защитой от жажды власти. Их страна была страшно разорена Беорхтом, нортумбрийским полководцем; земли Брегха (Bregh) были разграблены, множество церквей и монастырей разрушены. Островитяне доблестно защищали свои домашние святыни, и англы отступили.
     Именно в этот период Ирландия, как кажется, заблистала благодаря развитию словесности многих монастырских школ. Беда заявляет, что множество англичан из знати и среднего класса покинули свою страну и перебрались в Ирландию, чтобы изучать Священное Писание или жить более добродетельной жизнью. Некоторые связали свою жизнь с монастырями и предпочитали переходить с места на место от одного учителя к другому, посвятив себя знаниям. Ирландцы приняли их всех гостеприимнейшим образом, снабдили едой без какого-либо вознаграждения, и предоставили им книги для чтения и бесплатное обучение (50).
     
[Гибель Экгфрита от пиктов.] В следующем году Экгфрид вторгся во владения пиктов с той же грабительской целью; однако уроженцы острова притворным бегством заманили его в узкое ущелье. Там у Друмнекхтана (Drumnechtan) они яростно атаковали его, и Экгфрид погиб с большей частью своего войска (51). Тело Экгфрида было доставлено на Иколм-килл, знаменитый остров Св. Колумбы, и там захоронено (52).
     Этот злополучный поход свёл на нет могущество Нортумбрии (53). Ирландцы и шотландцы немедленно отреклись от её господства, а часть валлийских правителей обрела независимость. Это королевство, которое в руках Этельфрида, Эдвина и Осви угрожало всем прочим порабощением, больше не внушало страх своим современникам. Короли Уэссекса и Мерсии затмили его своей превосходящей мощью, да и само оно ускорило собственный закат непрерывными узурпациями и междоусобными войнами (54).

      (1) Крида – первый мерсийский вождь величаемый в дошедших до нас документах титулом короля. Он начал править в 580 году. 3 Gale Script, p. 229. Hunt., 315. Lel. Collect, ii, p. 56. Ibid. i, p. 258. Леланд, основываясь на данных некой древней Хроники, отмечает (vol. i, p. 211), что Трент разделял Мерсию на два королевства – северное и южное. <текст>
      (2) Ненний, p. 117. "Penda primus separavit regnum Merciorum regno Nordorum". («Он [Пенда] первый отделил царство мерсийцев от царства Нортумбрии» – перевод А.С. Бобовича [гл. 65]). Между Кридой и Пендой правил Кеорл. Rad. Polych., p. 229. У него была дочь Квенбурга, на которой, пребывая в изгнании, женился Эдвин. Беда, кн. II, гл. 14. <текст>
      (3) Флоренс Вустерский датирует его вступление на престол 627 годом (p. 232). Пенда был потомком Водена, одиннадцатым по линии от его сына Вихтлега, ibid. Hunt., 316. <текст>
      (4) Hunt. 316. Sax. Chron. 29. Это умиротворение упомянуто Флоренсом Вустерским (233) и Матфеем Вестминстерским (217). <текст>
      (5) Смотри выше, том 3, гл. VII. <текст>
      (6) Беда, кн. III. гл. 6. Освальд был Nepos Edwini regis ex sorore Acha («племянником Эдвина от его сестры Ахи» – перевод В.В. Эрлихмана, прим. al_avs), там же. — Поскольку он объединил Дейру и Берникию, саксонские королевства сформировались во время его правления в союз шести государств. <текст>
      (7) Беда, кн. III. гл. 7. <текст>
      (8) там же гл. 9. <текст>
      (9) Беда, кн. III. гл. 12. Осви, его преемник, снял и предал их земле, ibid. Правда, саксонский летописец упоминает, что его руки всё ещё находились в Беббанбурхе, когда писалась хроника, p. 31. Они были сохранены как реликвии. <текст>
     (10) там же, кн. III, гл. 16. <текст>
     (11) Беда, кн. III, гл.7. Flor. Wig. 237. Sax. Chron. 52. <текст>
     (12) Беда сообщает, что желая повторить то, что он видел так хорошо обустроенным в Галлии, Сигеберт учредил с помощью Феликса из Кента школу, в которой молодежь должна была обучаться литературе. Феликс прислал ему учителей и мастеров из Кента, кн. III. гл. 18. Доктор Смит написал обширное эссе по данному вопросу, можно ли считать ее основой университета в Кембридже и предшествовала ли она Оксфорду в древности. В целом он считает, что если и не идентифицировал Кембриджский университет со школой Сигеберта, то, по крайней мере, показал, что небылицы об основании Оксфорда Альфредом должны быть полностью отклонены. App. № 14, p. 721 — 740. <текст>
     (13) Беда, кн. III, гл. 18. <текст>
     (14) Flor. Wig. 240. Sax. Chron. 23. Анна был сыном Эни из королевского рода. По смерти Анны ему наследовал его брат Адельхере, но на втором году своего царствования был убит армией Осви. Тогда на трон вступил третий брат Эдевольд, набожный принц. По его смерти был коронован Адульф, сын Анны. Hist. Elien. MSS. Cott. Lib. Nero. A. 15 и 1 Dugdale, 88. <текст>
     (15) Беда, кн. III, гл. 18 и 7. <текст>
     (16) Беда, кн. III, гл. 14. <текст>
     (17) Dugd. Mon. i. 333. <текст>
     (18) Sax. Chron. 33. Беда, кн. III, гл. 24. Винвидфилд, около Лидса, служил театром военных действий. Кемден, Gib. 711. — Беда явно не утверждает, что у Пенды было в три раза больше сил, а лишь говорит, что ему об этом сообщили. <текст>
     (19) Беда, кн. III, гл. 21. Этих четырёх священников звали Кидд, Адда, Бетти и Диума. Первые трое являлись англами, последний же был ирландцем (там же). <текст>
     (20) там же, кн. III, гл. 21. <текст>
     (21) Беда, кн. III, гл. 24. <текст>
     (22) Например, Беда, кн. III, гл. 24, Саксонская Хроника, 33 и Мальмсберийский (p. 27). Весьма небезынтересно читать, как завуалировано древний монах описывает этот эпизод. "Враг рода человеческого подговорил против него то естество, с помощью которого он лишил нас радостей рая, а именно, его жену Алфледу, которая предала и убила его". Hug. Cand. p. 4. Норманнская Рифмованная Хроника также приписывает преступление королеве: —

Alfled la reine engine taunt doluersment,
Ke ele sun barun tuat par graunt traisement.

                                         Ed. Sparke, 243.
<текст>

     (23) Спид по этому поводу цитирует Роберта Свопхема (Rob. Swapham), правда мне этот пассаж не встретчался. Метрическая книга Питерборо (Ap. Dugd. i. p. 63) использует фразу indigna et immature morte, без указания конкретной личности, которую также не упоминает и Ингульф. У Хунтингдона сказано всего лишь ipso occiso (p. 317). <текст>
     (24) Chron. Petrib., p. 1. Он был назван Медесхамстеде (Medeshamstede), потому что в этом месте бил ключ, именуемый Медесвел (др. - анг. Medeswæl, источник Меды – прим. al_avs). Sax. Chron. 33. <текст>
     (25) Беда, кн. III, гл. 24. <текст>
     (26) Хунтингдон (lib. ii. p. 317): et facta est super progeniem Bruti plaga insanabilis in die illa («и неисцелимая рана была нанесена потомкам Брута в этот день» – прим. al_avs). Ibid. <текст>
     (27) "Et persecuti sunt cos usque ad locum qui Pederydan nuncupatur" («и преследовали их вплоть до места, именуемого Педеридан» – прим. al_avs). Ethelwerd, p. 836. — В Саксонской Хронике – hy geflymde oþ Pedridan (p. 39) («они бежали до самого Педридана» – прим. al_avs). — На Паррете в Сомерсетшире существует место, носящее название Pedridan muth, возможно это Голидданов Абер Периддон. <текст>
     (28) Матфей Вестминстерский (216). — Исход этого противостояния излагается по-разному. Этельверд (837) описывает, что Кенвалкх захватил Вульфхере в плен у Экесдуна, или Астона, близ Уоллингфорда в Беркшире. — Саксонская Хроника (39) и Флоренс Вустерский (241), судя по их выражениям, подразумевают обратное. — Мальмсберийский говорит, что мерсиец был сначала graviter afflictus («сильно опечален» – прим. al_avs) уроном, но впоследствии отомстил за себя, p. 27. — Высказывания Беды, что Вульфхере даровал остров Уайт и область в Уэссексе королю Сассекса в первой половине своей жизни (кн. IV, гл. 13), и что при жизни Вульфхере Кенвалкх, gravissimis regni sui damnis srepissime ab hostibus adflictus («королевство которого жестоко страдало от нападений врагов» – перев. В.В. Эрлихмана), (кн. III, гл. 7), полностью подтверждает мысль, что, если Кенвалкх поначалу и имел преимущество, то окончательную победу одержал всё-таки Вульфхере. <текст>
     (29) Беда, кн. III, гл. 22. Было это в 653 году. <текст>
     (30) Матфей Вестминстерский (p. 224) упоминает изгнание Кенвалкха. Флоренс Вустерский тоже (p. 237). — Сосланный монарх возвратился в 648 году. Флор. Вуст. 238. — Матфей Вестминстерский датирует 13-ый год правления Этельвальда в Сассексе 661 годом (p. 232). <текст>
     (31) Беда, кн. IV, гл. 13. Sax. Chron. p. 39. Комментатор Беды заметил, что в провинции память об этом все еще сохраняется в названиях сотен разных Meansborough, Eastmean, Westmean и Mansbridge. Smith's Bede, p. 155. <текст>
     (32) Беда, кн. III, гл. 30. — Хьюго Кандид (Hugo Candidus) называет Сигхера королём Сассекса, подчинявщегося Вульфхере. Cœnob. Burg. Hist. p. 7 и 8. — Это не совсем так. В этот период Сигхер в Эссексе правил совместно с Себби. Что Суррей также находился в подчинении Вульхере, явствует из записи в метрической книге аббатства Чертси, в которой Фритвальд, его основатель, величает себя "Provinciæ Surrianorum subregulus («царёк» – прим. al_avs.) regis Wlfarii Mercianorum". Это было в 666 году. MSS. Cotton. Lib. Vitel. A. 13. Этого Фритвальда называют королем. <текст>
     (33) Беда, кн. II, гл. 5. Sax. Chron. p. 7. <текст>
     (34) (15 февраля 670 года – прим. al_avs.) Sax. Chron. 40. Chron. Abb. Petri de Burgo, p. 2. <текст>
     (35) Если только личность Освина не была чересчур благоприятно обрисована, его смерть являлась серьёзной потерей для его современников. Его величественная и привлекательная личность была одарена характером, нечасто встречающимся в его возрасте; affatu jucundus, moribus civilis, omnibus manu largus, regum humillimus, amabilis omnibus. Flor. Wig. 237 («правитель приятного облика, высокорослый, учтивый и приветливый, мягкого нрава, щедрый ко всем, смиреннейший из королей и всеобщий любимец». [см. Флоренс Вустерский. Год 645] – прим. al_avs ). В том же самом смысле высказываются Беда (кн. III, гл. 14) и Матфей Вестминстерский (224). <текст>
     (36) Reprobato notho-factione optimatum quamquam senior («хоть и старший, отвергнут знатнейшими, будучи незаконнорожденным» – прим. al_avs). Malms. 20, 21. — В момент гибели Пенды Экгфрид находился в заложниках у королевы Мерсии. Беда, кн. III, гл. 24. (В русском переводе В. Эрлихмана, по-моему, ошибка. У него – «Другой сын Освиу Эгфрид вместе с королевой Кинвисой были тогда заложниками в Мерсии». У Беды же читаем – «Nam alius filius eius Ecgfrid eo tempore in prouincia Merciorum apud reginam Cynuise obses tenebatur» – «Ибо другой его сын, Экгфрид, до сего времени содержался заложником у королевы Кюнвисе в провинции мерсийцев» – прим. al_avs). <текст>
     (37) Malms., 14. Она правила один год. Sax. Chron. 41. <текст>
     (38) "Indignantibus regni magnatibus expulse est a regno, nolentibus sub sexu foemineo militare". Matt. West, 236. <текст>
     (39) Существует видимое противоречие по этому вопросу между Бедой и саксонской хроникой. Беда, кн. III. гл. 12., говорит, что после смерти Кенвалкха, acceperunt subreguli regnum gentis, et divisum inter se tenuerunt annis circiter decem. («править королевством стали царьки, которые разделили его и управляли им десять лет» – перевод В. Эрлихмана) — Флор. Вустерский (246) обращает внимание на этот пассаж, но упоминает также противоположную запись в Anglica Chronica. Эта хроника, после года правления Саксбурги, помещает начало царства Эсквина в 674 год, а Кентвина в 676, обоих в пределах десяти лет, указанных Бедой (p. 41, 44). Я не могу отбросить свидетельство Беды, который был рождён в это время. Возможно, Эсквин и Кентвин являлись самыми влиятельными из дворян, и, будучи из рода Кердика, обладали определённым превосходством. Право Ины подтверждает подлинность правления Кентвина. См. это у В. Мальмсберийского в de Ant. Glast. 3 Gale, 311. Альфред в своём Хронологическом Фрагменте, вставленном в его перевод Беды, упоминает как Эсквина, так и Кентвина. Walker's. Elfred. Mag. App. p. 199. <текст>
     (40) H. Hunting, p. 318. Sax. Chron. 45. <текст>
     (41) Sax. Chron. 44. Ethelwerd, 837. <текст>
     (42) Sax. Chron. 44. Хроника Петерборо датирует вторжение в Кент 677 годом (p. 3). <текст>
     (43) Malms. Gest. Pontiff, lib. iii. p. 261. Эддий заполнил две реки мертвыми телами, по которым победители прошли "siccis pedibus" («не замочив ног; аки посуху» – прим. al_avs). Vit. Wilf. c. 19. p. 61. ed. Gale. <текст>
     (44) Беда, кн. IV, гл. 21. Malmsb. 20. 28. Sax. Chron. 44. Экгфрид захватил Линкольншир у Вульфхере перед вступлением на трон Этельреда. Беда, кн. IV. гл. 12. <текст>
     (45) Беда, кн. III, гл. 27. <текст>
     (46) Гальфрид, История бриттов, гл. 204, 205. Это сочинение, а также Brut Tysilio и Brut G. ab Arthur оканчиваются этим событием. Смерть Кадваладира является завершением тех британских хроник, которые содержат легендарные истории об Артуре и его предшественниках. Они примерно одинаковы по своему основному сюжету в использовании ангельского голоса для удержания Кадваладира от возвращения в Британию. Причина божественного вмешательства заключалась в том, что Господь не хотел, чтобы бритты правили на острове до времени, напророченном Мерлином. Этот же глас направил его в Рим, и возвестил, что его соотечественники, в заслугу за свою веру, вернут себе остров, когда наступит предсказанное время. Гальфрид, гл. 205. Brut. Tys. and Brut. Arth. p. 386. <текст>
     (47) Brut. y Saeson и the Brut. y Tywysogion, p. 468—470. Sax. Chron. 45. История Уэльса Винна не является переводом Карадока. Она написана по его сочинению с множеством дополнений, отвратительно скомпилированных друг с другом. <текст>
     (48) Brut. y Tywys. p. 471. Можно порекомендовать биографическую справку доктора Пью о Кадваладире в качестве добротного свода основных событий, касающихся этого знаменитого валлийского правителя. Кадваладир, сын Кадваллона аб Кадван, унаследовал номинальную верховную власть в Британии в 660 году. Лишенный мужества продвижением саксов вглубь своей страны, он в 686 году отправился в Рим, где и умер в 703. С его смертью титул короля бриттов прекратил своё существование, а области, не завоеванные саксами, такие как Стратклайд, Корнуолл и Уэльс, управлялись разными правителями. В Триадах он величается одним из трех правителей, носивших вокруг шеи, рук и колен золотые обручи, являвшимися символами верховной власти. Его также называли одним из трех былых благословленных королей за его защиту и поддержку изгнанникам-христианам, лишенных саксами своего крова. Сохранились церкви, посвященные ему, одна – на Моне, другая – в Денбишире. Camb. Biog. p. 34. <текст>
     (49) Беда характеризует ирландцев как народ innoxiam et nationi Anglorum semper amicissimam, кн. IV. гл. 26 («безвредный и всегда дружественный к народу англов» – прим. al_avs). — В. Мальмсберийский описывает их как "genus hominum innocens, genuine simplicitate, nil unquam mali moliens" («племя людей безвредных, истинно прямодушных, никогда не пытающихся нанести зло» – прим. al_avs), p. 20. <текст>
     (50) Беда, кн. III. гл. 27. Он упоминает названия двух таких монастырей – Паегналаех и Ратмельсиги. Науками, получившими наибольшее развитие в это время в Ирландии, которые скорее подразумеваются, чем указываются в напыщенном и трудно постижимом послании Альдхельма, были геометрическое и грамматическое мастерство, логика, риторика и изучение Святого Писания. Я с неимоверным трудом могу предположить, что он подразумевает под своей фразой "bis ternasque omissas physicae artis machinas". Ush. Syll. p. 39. <текст>
     (51) Беда, кн. IV. гл. 26. Анналы Ульстера так упоминают его гибель: "Сражение у Друмнекхтана, 20-ого мая, где Экгфрид М'Оффа был убит с огромным числом своих воинов. Он сжег Тула-аман Дуиноллу (Tula-aman Duinolla)". Ant. Celt. Nor. p. 59. <текст>
     (52) Симеон Даремский (p. 5) называет местом сражения Nechtonesmere, что согласовывается с Drumnechtan ирландской Хроники. <текст>
     (53) Беорхт тринадцать лет спустя, пытаясь отомстить за разгром очередным вторжением, также погиб. Беда, кн. V, p. 24. – Ann. Ulst. 59. Sax. Chron. 49. Hunting. 337. <текст>
     (54) Беда отмечает fines angustiores («оскудевшие пределы» – прим. al_avs) Нортумбрии после Экгфрида, кн. IV. гл. 26. Это примерно то время, с которого начинают вести записи оригинальные хроники валлийцев. Четыре из них опубликованы в Welsh Archaiology, vol ii. Brut y Tywysogion (Хроника князей – прим. al_avs) начинается 680 годом и заканчивается приблизительно 1280 (p. 390 – 467). Её источник – Красная Книга Хергеста. Brut y Saeson (Хроника англичан – прим. al_avs) из Библиотеки Коттона после краткого введения начинается 683 годом и заканчивается 1197. Другая копия Brut y Tywysogion, взятая из MSS in Wales, начинается 600 годом и заканчивается 1196. Некоторые выдержки также взяты из ещё одной Хроники, названной по имени бывшего переписчика Brut Jcuan Brechfa, начинавшейся 686 годом. Эти последние три Хроники напечатаны на страницах 468 - 582. Авторство этих Хроник приписывают Карадоку из Лланкарвана, жившему в двенадцатом столетии. Поскольку они содержат факты и даты не всегда совпадающие, маловероятно, что все они написаны Карадоком. Их вариации, похоже, – результат подражаний или добавлений древних переписчиков, кто довел их до времени ранее эпохи Карадока. Это простые незамысловатые хроники, выдержанные в скромном безыскусном стиле, как правило, грешащие в хронологии. Они практически никогда не совпадают с саксонскими датами. <текст>


© перевод al_avs, 2010


Реконстукция "темных веков" Исторические источники Переводы поэтических источников Генеалогические древа королей бриттов и англосаксов Ссылки Гостевая Разное - карты, рисунки и т.д.

© Webmaster britania

Яндекс.Метрика