Новое на сайте

Происхождение саксов.

Шэрон Тёрнер. История Англо-саксов. Книга Вторая. Глава I.

 

 

 

 

Шэрон Тёрнер

 

 

 

 

Древние саксы

 

Англосаксы – это народ, мигрировавший в V - VI столетиях с Кимбрийского полуострова и его окрестностей в Англию. Они являлись частью великой саксонской конфедерации, распростёршейся от Эльбы до Рейна. Враждебность этого огромного народа длительное время беспокоила западные районы Европы. Когда же германские народы захватили наиболее значимые провинции Рима, англосаксы вторглись в Британию вскоре после того, как её оставили римляне. Коренные жители и потомки римских поселенцев сгинули под продвижением новых завоевателей, либо попали в рабство. На их землях распространились саксонские законы, саксонский язык, саксонские обычаи, порядки и формы правления.

Эти коренные изменения, чья предыстория представлена нам более чем не полно, вызывают к судьбе саксов наш повышенный интерес на протяжении всего их исторического периода. И хотя позднее на острове появились другие захватчики, все же влияние англосаксонских поселений превалировало над всеми остальными. Наш язык, наша форма правления и наши законы повсюду напоминают о наших германских предках: они живут не только в наших хрониках и традициях, но и в наших гражданских учреждениях и вечной рациональности. Родительское дерево, несомненно, значительно укрепляется привитыми на нем ветвями, привезенными из других областей, а также новыми побегами, рожденными на свет обстоятельством времени и развитием общества. Тем не менее, оно таки обнаруживает свое саксонское происхождение и сохраняет свои саксонские особенности, не смотря на то, что с того времени пронеслось более тринадцати столетий со всеми своими потрясениями и превратностями.

Хотя на континенте имя саксов стало нарицательным для конфедерации народов, все же, сначала, оно обозначало отдельное государство. Упоминания римлян о нем начались со второго столетия христианской эры; до этого периода оно избегало внимания завоевателей мира, и благоприятная безвестность стала вознаграждением за отсутствие тех опустошений, на которые их честолюбивые замыслы щедро обрекали человечество.

 

Первое упоминание о саксах Птолемеем.

Птолемей Александрийский был первым из известных нам авторов, упомянувший саксов. Согласно пассажу в его Географии и анализу всей их последующей истории установлено, что до 141 года нашей эры (1) существовал народ, именуемый саксоны (Saxones), населявший территорию по северному берегу Эльбы на перешейке Херсонеса Кимбрийского и трёх небольших островах в устье этой реки. Также из упоминания Плиния ясно, что саксоны в этот период не обладали какой-либо значимостью, ибо помимо них и остатков кимвров на этом полуострове, который теперь разделен на Ютландию, Шлезвик и Гольштейн, размещалось ещё не менее шести других народов (2).

Однако, маловероятно, что саксы вдруг внезапно возникли во времена Птолемея. Вопрос их предыдущей истории, таким образом, подвергся серьезному обсуждению; по этому поводу было выдвинуто равное количество, как научных теорий, так и нелепостей.

Известно, что для объяснения происхождения саксов, были созданы самые дикие и непоследовательные домыслы (3). К слову сказать, не только наша страна, трудясь во благо изучения непостижимой старины, отличилась такой извращенностью человеческой мысли; любая нация может привести подобные ребячества.

Утверждение о непомерной продолжительности истории своего народа стало навязчивой идеей любого государства, достигшего хоть какой-то маломальской известности. В детстве мы слышали о сказаниях вавилонян, египтян, индийцев и китайцев, и знаем, что даже афиняне носили золотого кузнечика (4) как символ того, что являлись порождением возделываемой ими земли во времена, лежащие далеко за пределами человеческой истории. И потому мы можем простить и забыть эти небылицы саксонских патриотов.

 

Не замеченные Тацитом.

Вызывает большое удивление, что Тацит, за много лет до Птолемея создавший подробное описание Германии, не упомянул саксов (5). Никто из исследователей не желал допустить того, что они прибыли на Эльбу в короткий промежуток времени между этими двумя писателями; и потому в большинстве своём предполагали, что народ, который Тацит называл фосами (6), и являлся теми самыми воителями, которые впоследствии достигли столь великой славы под именем саксов.

Прежде чем допускать такие неистовые гипотезы, как кажется, необходимо задастся вопросом, упоминает ли Птолемей какой-либо другой народ в своей географии Германии, которого не указал Тацит? Если да, то упущение Тацита не является в данном случае странным; если же нет, к предположению, что фосы являлись саксами, можно отнестись с некоторым доверием.

 

Другие племена, не упомянутые Тацитом.

После сравнения других племен Херсонеса Кимбрийского, указанных Тацитом, с описанием того же самого места Птолемеем, выше заданный вопрос легко разрешается. Не одних лишь саксонов, находящихся на этом полуострове, упоминает Птолемей; напротив, он поочередно называет шесть других народов прежде, чем переходит к кимврам. Тацит после упоминания фризов, хавков и херусков говорит о фосах и заканчивает свой перечень этой части Германии кимврами. Тацит забыл назвать не только саксов, но также и сигулонов, сабалингов, кобандов, халов, фундусов и харудов (7). Если бы какое-нибудь из этих племен впоследствии достигло известности, то и его, столь успешное, посчитали бы фосами. Саксы прославились, и именно их слава, а не их местопребывание, вызвала желание некоторых ученых отыскать их у Тацита. Строго говоря, наименование фосы может быть применено к саксам с той же корректностью, что и к остальным другим (8).

Однако из молчания Тацита нельзя сделать вывод, что в его время саксов за Эльбой не было. В этой части своей карты Германии он, видимо, и не намеревался давать те мельчайшие подробности в изложении материала, которые к счастью для рассматриваемого нами предмета приводил Птолемей. Тацит направлял свой философский взгляд на германские государства, отличающиеся как по образу жизни, так и по названию. Он редко приводит полный перечень; он, как кажется, наиболее тщательно перечисляет те народы, чьи войны, обычаи, известность, превратности судьбы и мощь, были отличны от остальных. Поскольку саксы и их соседи не подходили ни под одну из перечисленных категорий, он либо не знал о них, либо же обошел молчанием. Птолемей же придерживается плана ясной и тщательной работы географа; он стремится зафиксировать расположения, широты, расстояния и названия, практически полностью опуская изложение истории и обычаев из своего сочинения. Потому-то в одном из мест его работы сообщается о саксах, ибо она была последовательнее Тацитовой, пропустившей их.

Единственные выводы, которые можно благополучно извлечь из молчания Тацита и предшествующих географов, заключаются в том, что саксы в это время представляли собой малоизвестный и незначительный народ, не досаждавший более известным народам и не навлекший на себя враждебность римского государства.

 

Скифское население Европы.

Нет смысла тратить драгоценное время, перечисляя многочисленные ошибочные теории происхождения наших англосаксонских предков. Намного полезнее будет отобрать те немногие факты по этому вопросу, которые можно почерпнуть из античных писателей, и изложить читателю то, во что он скорее сможет поверить, нежели то, что он должен отвергать.

Раннее переселение киммерийских и кельтских племен на территорию Европы нами уже упоминалась. Следующий поток варварских племен, составивших второй огромный наплыв населения в Европу, состоял из скифских, германских и готских племен. Они также пришли в нее из Азии. Весьма важно помнить место их первоначального пребывания, ибо оно соответствует тому обстоятельству, что Геродот, помимо основной Скифии, которую он размещает в Европе, упоминает также Восточную, или Азиатскую Скифию, за Каспием и Сырдарьей (9). Поскольку новые пришельцы начали вытеснять киммерийцев и кельтов, своих предшественников, эти народы под постоянным натиском скифских захватчиков стали отходить к западным и южным оконечностям Европы. Эта новая волна населения постепенно распространялась по горам, обширным лесам и болотам Европы, пока, под именем германцев, названием, которое Тацит упоминает как недавно вошедшее в обиход (10), они не только достигли Рейна, но и пересекли его во Франции. Здесь Цезарь обнаружил их предков, большой плотно обосновавшийся народ. Он называет их белги, хотя у племен его составляющих имелись свои специфические имена (11). Помимо этого он повстречал огромное войско новоприбывших германских завоевателей под началом Ариовиста.

Эта вторая семья европейского населения особенно интересна нам, поскольку именно от её ветвей ведут происхождение не только наши непосредственные предки, но и предки славнейших народов современной Европы. Англосаксы, лоулендские шотландцы, нормандцы, датчане, норвежцы, шведы, немцы, голландцы, бельгийцы, лангобарды и франки – все возникли из этого великого источника человеческого рода, который мы характеризуем терминами скифский, германский или готский (12).

Древние языки этих народов подтверждают своё старинное сходство, смежную хронологию их происхождения и общего начала; они представляют доказательства тех истин, с помощью которых любой может разрешить свои сомнения или удовлетворить своё любопытство. Мы располагаем дошедшими до нас документами, написанными на древних готском (13) и саксонском языках (14), равно как и на франкском (15) и на исландском (16), в которых филолог легко уловит взаимосвязь. Сравнение их с современным немецким, датским, голландским, шведским и фламандским языками, объективно продемонстрирует родство между древними прародителями и их нынешними потомками (17).

 

Скифы в Азии.

Первое появление скифских племен в Европе произошло, согласно Страбону и Гомеру, приблизительно в восьмом, либо же, согласно Геродоту, в седьмом столетии до христианской эры (18). Геродот так же упоминает о рассказах самих скифов, что народ их моложе остальных, и что они насчитывали лишь одну тысячу лет между Таргитаем, их первым царем, и вторжением Дария. Первоначальные места их цивилизованного проживания и увеличивающейся мощи находились в Азии, к востоку от Аракса. Здесь они, неизвестные Европе, в течение нескольких столетий прирастали населением и расширяли свои территориальные пределы. Сами себя они именовали сколотами, греки же назвали их скифами (19), скутоями или номадами.

К этому продуманному и правдоподобному рассказу Геродота мы добавим информацию, собранную Диодором. Он говорит, что скифы, прежде незначительные и немногочисленные, обладали узким пространством на Араксе, но понемногу усиливались числом и храбростью. Они во все стороны расширили свои границы, пока, наконец, не подняли свою страну до великого царства и славы (20).

Ведомые одним из своих царей, отважным и опытным в искусстве войны, они присоединили к своей земле горные области около Кавказа, а также низменности у океана и Palus Maeotis (Меотийского озера), и другие области близ Танаиса. Со временем они подчинили многие народы между Каспийским морем и Меотийским озером, а также за Танаисом. Таким образом, согласно Диодору, народ разросся и имел королей, заслуживающих памяти. От них повели своё происхождение саки, массагеты и аримаспы (21).

Массагеты, как представляется, являлись самым восточным ответвлением скифского народа. Войны, возникшие между ними и другими племенами скифов, вызвали процесс эмиграции. Эту причину, послужившую поводом для их переселения в Европу, называет Геродот как наиболее, по его мнению, достоверную (22). Подобные междоусобицы и войны больше чем что-либо способствовали рассеиванию по миру своего варварского населения.

 

Переселение скифов в Европу. 600 - 700 до Р.Х.

Начав переселение, скифы перешли Аракс, покинули Азию и, напав на киммерийцев, в седьмом столетии до христианской эры внезапно объявились в Европе. Часть киммерийцев, бежала в Малую Азию, некоторые племена из скифской орды стали их преследовать, однако, повернув в направлении, отличающемся от того, по которому двигались киммерийцы, они упустили свою намеченную добычу и непреднамеренно напали на мидян. Одержав победу над мидянами, они устремились к Египту, и владычествовали в тех краях Азии в течение двадцати восьми лет, пока Киаксар, король Мидии, наконец, не изгнал их (23).

Скифские племена, тем временем, продолжали массово пребывать в Европу; и в правление Дария их достаточно многочисленные европейские колонии стали столь известны, что после захвата персидским монархом Вавилона, честолюбивые устремления побудили его к военным действиям против них. Правда, все эти усилия потерпели неудачу (24). Во время Геродота они приобрели важное положение в Европе. Они, похоже, распространились по ней от Танаиса до Дуная (25), а затем уже двинулись в западном направлении; но их родственные колонии во Фракии простирались и на юг. Самым северным их ответвлением в Европе являлось племя роксоланов, обитавшее за Борисфеном, нынешним Днепром (26).

Достаточно дерзко по отношению к такому колоссальному предмету истории участвовать в минутном рассмотрении вопроса о скифских племенах. Они стали лучше известны нам в последующие периоды под именем гетов и готов (27), самых знаменитых их ответвлений.

По мере того, как они распространялись по Европе, киммерийское и кельтское население отступало на запад и юг. Во времена Цезаря самые передовые племена скифов, или народа готов, были известны римлянам под именем германцев. Они заняли большую часть континента, за исключением Кимбрийского полуострова, достигли и даже пересекли Рейн. Спустя какое-то времени белги, одно из их племен, осели во Фландрии и части Франции; другое племя, ведомое Ариовистом, предприняло попытку подобного поселения практически в центре Галлии. Это вторжение было предотвращено Цезарем (28). Наиболее вероятно, что белги Британии являлись потомками колонистов или захватчиков из числа белгов Фландрии и Галлии.

Названия скифы и сколоты являлись, подобно галлам и киммерийцам, не столько местными, сколько обобщенными наименованиями. Различные скифские племена, как и киммерийские, и галльские, имели свои своеобразные отличительные названия.

 

Саки-суна, по всей вероятности – саксы.

Саксы являлись германцами или тевтонами, то есть готским или скифским племенем; из различных же засвидетельствованных скифских племен, саки (Σακαι или Sacae), являются народом, от которых происхождение саксов можно предположить с наименьшей вероятной ошибкой. Слово саки-суна (Sakai-suna), или сыны саков, сокращенное до саксун (Saksun), по звучанию сопоставимо со словом саксон (Saxon) и кажется разумной этимологией слова сакс. Саки, которые на латыни называются sacae, являлись наиболее прославленным народом Скифии. Они настолько выделялись, что персы называли саками всех скифов; и Плиний, который упоминает это, отмечает их среди самых значительных народов Скифии (29). Страбон помещает их к востоку от Каспия, и заявляет, что они совершали множество набегов на киммерийцев и треров (в русском переводе «подобно киммерийцам и трерам» – прим. al_avs), как на дальние расстояния, так и на ближние. Они захватили Бактриану и плодороднейшую часть Армении, которая от них получила название Сакасена; они победили Кира и достигли Каппадокии на Евксинском море (30). Этот важный факт о части Армении, названной Сакасена, упомянут Страбоном и в другом месте (31), и, как представляется, указывает географическое местоположение наших первобытных предков, и объясняет персидские слова, которые встречаются в языке саксов, ибо они, должно быть, вступили в Армению со стороны северных областей Персии.

То, что некоторые ответвления этого народа действительно назывались сака-суны (Saka-suna), очевидно из Плиния, ибо он говорит, что саки, обосновавшиеся в Армении, звались сакассанами (Sacassani) (32), что есть не что иное как сака-суны, записанное человеком, не понимающим смысл сложных слов. Да и Сакасена (33) – имя, которое они дали занятой ими части Армении, звучит почти также как Саксония. Важно также отметить, что Птолемей упоминает скифское племя, произошедшее от саков, именем саксоны (Saxones). Если саки, достигшие Армении, назывались сакассанами, то, вполне возможно, что они появились в Европе под этим же именем, которое было от них заимствовано римлянами и впоследствии сокращенно при написании в соответствии с их произношением, вероятно с «x» вместо «ks». В этом случае, между Saxones и Sacassani или Saksuna вариаций не больше, чем имеется между French, Francois, Franci и их греческим названием Φραγγι, или между Spain, Espagne и Hispania.

Не так уж невероятно и то, что некоторые из этих совершавших набеги саков или сакассанов, постепенно продвинулись до западных берегов Европы, на которых и были обнаружены Птолемеем, и с которых они в третьем веке нашей эры досаждали Римской империи. На Эвксинском море, по словам Стефана [Византийского], существовал народ, называемый Saxoi (34). Мы так же можем рассматривать его, как народ этого же происхождения, кто, в странствиях саков из Азии до Германского Океана, остался на море Эвксинском, в то время как другие предпочли перебраться в Армению. Здесь необходимо вспомнить традиционное происхождение Одина, донесенное до нас Снорри [Стурлусоном] в его Эдде и описаниях событий прошлого. Этот великий предок саксонских и скандинавских вождей переселился из города Асгард, расположенного к востоку от Танаиса в стране под названием Асланд, т.е. из города и земли асов или азиатов. Причиной этого переселения стали завоевательные походы римлян (35). Один, как излагается, сначала направился в Россию, а уже оттуда в Саксонию. Это весьма правдоподобно. Войны между римлянами и Митридатом вовлекли и всколыхнули большинство варварских народов в этих краях, и, возможно, пробудили потребность и вызвали неизбежность западной или европейской эмиграции.

 

Язык древних скифов.

Из древнего языка скифов, предполагаемого прародителя всех готских языков, до нас дошли всего несколько слов:

 

Exampaios
Arima
Spou
Oior
Pata
Groucasum
священные пути.
единица.
глаз.
муж.
убивать.
белый от снега (36).

 

 

Божества древних скифов.

Об их богах мы знаем лишь то, что их было семь, а характер их и отличительные черты были по Геродоту схожими с некоторыми наиболее известными богами греческой мифологии:

 

Табити, их высшее божество, греческий «аналог»
Папей
Ойтосир
Артимпаса, или Ариппаса
Фагимасад
Апи, жена Папея
Гестия.
Зевс.
Аполлон.
Афродита Урания.
Посейдон.
Гея.

 

Также они почитали бога войны, наподобие Ареса, имя которого нам неизвестно; и только ему они возводили алтари, изваяния и храмы (37), и ежегодно приносили в жертву лошадей и овец, и определенное количество своих пленников. Об их луках ходили поговорки (38). В сражении они пили кровь первого врага, убитого ими. Они снимали скальп со своих противников и приносили их головы своему царю; они делали чаши для питья из черепов самых лютых своих врагов или же побежденных друзей. У них было много предсказателей, которые использовали ивовые прутья для своих пророчеств (39). Этими обычаями наши предки-готы весьма походили на них. Они имели моральные устои и достоинства кочевых народов. Эсхил наделяет их эпитетом, заключающим в себе традиции их социальной справедливости. Гомер заявляет, что никакой народ не был более справедлив, чем они; а Страбон задается вопросом, чему удивляться, если они меньше всего проявляли интерес к деньгам или сделкам, которые он считает источниками цивилизованной нечестности (40).

 

Славяне.

Народы, которые вторглись в Европу после скифских (или готских, или тевтонских) племен, назывались славянами или сарматами. Они сформировали третью великую общность народов, появившихся на обширном германском континенте. Сарматы или славянские племена осели на территории России, Польши, Восточной Пруссии, Моравии, Богемии и их окрестностей. Поскольку наша древняя история не связана с этими народами, будет достаточно заметить, что они достигли окрестности Танаиса на границах Европы во времена Геродота, который называет их савроматами (41). Этот факт дает одно твердое основание для их объективной хронологии. Геродот жил за 450 лет до нашей эры. В этот период он свидетельствует о существовании и подходе к Европе сарматских племен.

Славянская группа языков – семейство языков, которые любой эксперт отличил бы от кельтского и готского. Нынешний русский, как считают, является самым точным образчиком первоначального славянского языка. Поляки, богемцы, далматинцы, хорваты, болгары, коринфяне, жители Моравии и некоторые другие соседние с ними племена прежде использовали его различные диалекты (42). Он преобладал в тех частях Европы, где античные писатели размещали сарматов (43). Многочисленные племена, говорившие на славянском языке, сохраняли свое древнее название венеды ещё долго после своего вторжения в Германию в V – VI столетиях, хотя их также именовали и славами (Slavi). Их успехи позволили им достигнуть пределов саксов и франков, но их завоевания были остановлены противодействием Карла Великого и собственной непрекращающейся междоусобицей.

 

Хронология переселения в Европу.

Неопровержимый факт существования в древней Европе, по крайней мере, трех семейств сильно отличающихся друг от друга языков с уверенностью подводит нас к заключению, что и народы, говорившие на них, также должны отличаться по времени своего происхождения. Поскольку кельтские племена были обнаружены на самых западных оконечностях Европы, разумно предположить, что они перебрались в неё раньше других. Аналогичным образом, славянские народы, проживающие на её восточных границах, можно справедливо рассматривать в качестве последних поселенцев.

Государства готов или тевтонов по своему местоположению справедливо притязают на промежуточный период. Когда они продвинулись на запад, кельты под их натиском отступили. Ответвления скифов – саксы и готы – перебрались к Германскому Океану, после них из Азии устремились массы славян. Саксония являлась одним из готских или тевтонских государств, и во времена Птолемея располагалась значительно западнее Эльбы. Так что саксы были, по всей вероятности, такими же древними посетителями Европы, как и любое другое племя готов. Их положение, как кажется, указывает на то, что они двигались в первых волнах второго великого переселения народов в Европу, но конкретную датировку их прибытия на Эльбу, или какой-либо более точный её подсчет, невозможно подкрепить свидетельствами, и, следовательно, бессмысленно обсуждать (44). В XVI - XVII веках самыми выдающимися из славянских народов были поляки, но русская ветвь с тех пор достигла такого преимущества, которое по мощи, влиянию и пределам империи превосходит ныне, вне всякой конкуренции, остальные народы сарматского происхождения (45).

 

Происхождение саксов

 

В первом издании настоящей истории было уделено внимание нескольким надуманным теориям происхождения саксов, которых придерживались некоторые ученые прежних времен; а поскольку у любознательного читателя может возникнуть желание ознакомиться с этими теориями, созданными по интересующему нас предмету, мы приводим их ниже.

В прежние времена саксонские собиратели древностей, как и подобные им из других европейских государств, жаждали родословия, начинающегося чуть ли не с сотворения мира. Начать же своё существование в этом мире так недавно, всего лишь во втором столетии нашей эры, некогда считалось чуть ли не национальным позором, а потому, тщеславно подражая остальной части человечества, ими нарочито отыскивался непрерывный ряд предков, начиная от самого потопа. Точный прародитель, конечно же, установлен не был, ибо пристрастия наших герольдов разнились. Некоторые предпочитали Магога (a), внука Ноя; многие – его внука Гомера (b), другие же были более неравнодушны к его правнуку Аскеназу (c). С пылким патриотизмом кое-кто двинулся ещё выше, доказывая происхождение, которое нельзя было бы превзойти. Таким образом, Сим (d), старший из потомства Ноя, и Иафет (e), самый молодой, также оказались в центре внимания. Но поскольку человеческий разум находит удовольствие в духе противоречия, допотопные сыновья допотопного патриарха, не смотря на то, что не вызывали возражений относительно своей древности, не удостоились единодушного выбора. По мнению собирателя старины сия привилегия с незапамятных времен демонстрирует его эрудицию и потворствует его прихоти. Некоторые из наших летописцев прочувствовали этот порыв, и притязания на Сима и Иафета в их головах были вытеснены достоинствами их брата Стрефиуса [Strefius] (f). Надо признать, что об этом Стрефиусе – освещенной веками личности, Моисей ведать не ведал; правда наиболее ученые мужи нашей страны обнаружили, что он родился на ковчеге во время потопа. Мы просто обязаны превзойти друг друга по высоте нашего национального, отличного от других генеалогического древа, иначе наш дух соперничества не будет вознагражден, а зависть не умиротворится.

Когда родословие саксов было полностью ограждено от позора, примечательным историческим событиям вдруг понадобилась их слава. Некоторые доброжелательные перья восполнили этот недочет. Защитники Трои бессмертны среди людей, и их слава натолкнула некоторые умы на прозрение того, что саксы де пришли с войсками Приама (g). Но быть отпрысками побежденных беглецов было не приемлемо для других, более выдающаяся судьба требовалась тем, чьи потомки заселили Германию и Британию и их колонии. Единственным командующим, достойным привести древних саксов на поле боевой славы являлся победоносный Александр: они, как говорят, следовали за ним в потоке побед, а после его смерти, не поддавшись зависти, возбуждаемой собственными подвигами, обменяли инертные равнины Востока на более суровые земли германского континента. Тюринги приняли героев с недоверием, те же мошенничеством и насилием вскоре завладели страной!! (h)

В шестнадцатом веке, когда получила распространение истинная ученость, подобные изыскания оказались не подтвержденными никакими свидетельствами и покрыли себя позором; но как только они сошли на нет, другие гипотезы, не менее необоснованные, заняли их место. Саксы были признаны ни троянцами, ни македонцами; они были германцами, урожденными германцами (i), не загрязненными никакой инородной расой, и они, как утверждалось, припеваючи жили войной и торговлей в течение свыше тысячи лет до нашей эры!! Никакие притязания тщеславия не могли быть более смелыми, чем эти. Ведь они активно жили на Эльбе, Везере и Эмсе (k) прежде, чем воды этих рек были, возможно, вообще потревожены веслом, сработанным человеком!

Одни и те же свидетельства порождают в человеческих умах абсолютно неоднозначные понятия и представления. Доказательства, бывшие решающими по оценке одного ученого, являлись легковесной болтовней с точки зрения другого. Как только происхождение саксов стало подвергаться исследованию, гипотезы начали распускать свои перья и взметнулись ввысь в блуждающем полете по темным просторам исторического познания.

Никакие принципы и правила не сдерживали их потуги: мужи заботились лишь об уникальности; и если гипотеза было абсолютна нова, её нелепость игнорировалось. Таким образом кимвры (l), хавки (m) и свевы (n) или, по убеждению других приверженцев, бойи (o), свардоны (p) и хатты (q) объявлялись идентичными народу саксов. Доказательства родства каждого были, конечно, эфемерны, поскольку причудливый выбор и легкомысленная вера авторов являлись единственными свидетельствами, которыми они были поддержаны. Вышеупомянутый стиль отождествления вкупе с диким незнанием научных трудов античного мира продемонстрировали два автора, которые ввиду своей близости как по времени, так и по местоположению к саксонской эмиграции, должны были предоставить самую надежную информацию вместо того, чтобы выводить происхождение этого народа именно с того острова, на который они впоследствии вторглись (r). Другие, обольщенные близким соседством, разглядели своих прародителей в датчанах и норвежцах; и даже наш современник, считал, что вандалы Скандинавии (s) более остальных заслуживают этой чести.

Однако те знатоки старины, недалекие воззрения которых в качестве колыбели наших предков изучали одну лишь Европу, заслуженно могут презираться за праздность теми исследователями, безрассудно смелый дух которых сделал Азию и Африку областями своих исследований. Столь неутомимой была их деятельность, что и Херсонес Понтийский посетили (t), и античное Черное море переплыли (u), и Армению пересекали (v), и к горе Имай (Imaus) подступили (w). Всюду, куда только картографическая полемика не приковывала их взгляд, появлялся этот магический народ. Никакое расстояние не представлялось затруднением, ничто не являлось непреодолимым препятствием; ибо холодные пустыни Скифии (x) и пески Африки (y) были так же представлены нам в качестве прародины того племени, которое во времена Птолемея только-только облюбовало перешеек полуострова Ютландии и три незначительных островов в его окрестностях.

Наш современник, таланты и усердие которого заслуживают скорее похвалы, нежели осуждения, оказался особенно эксцентричным по рассматриваемому вопросу. Его гений, презрев благоразумие, которое несомненно бы вывело его из подобного затмения разума, бросил вызов как хронологии, так и географии. Он обнаруживает саксов почти во всех уголках Европы и практически во всех временных периодах. И когда они грабили по Европе как кельтоскифы и наводили страх на римлян как амброны из Лигурии, и когда впоследствии появились у Лукана под именем аксонов, и когда затем обосновались в Галлии в качестве суессионов, и, наконец, когда не давали покоя жителям Британских островов под ужасающим обликом пиратов, именуемых Lochlynach. Даром, что кельт Протей менял им облик; историк Манчестера нашел их везде (z). Хорошо известно, что воображение может быть одинаково живым как по самым унылым и мрачным, так и по самым ярким и благоприятным вопросам.

 

 

(a) Вернер Ролевинк (de Westphal. ant. Situ, p. 18, &c). <текст>

(b) Лангхорн, который, дабы начать ab ovo, открывает свой эленхос Адамом и Евой, для начала помещает Гомера в Бактриану; затем же перемещает его в Скифскую Сакану. Потомки Гомера, проникнув через Скифию intra Imaum, стали подразделяться на сасонов и другие племена. Antiquit. Albion, xi. 326. <текст>

(c) Это происхождение упоминается Кранцем (p. 4); Волфганг Лазиус же (De gentium aliquot migrationibus, p. 19) делает потомков Аскеназа народом, изгнанным троянскими саксами. <текст>

(d) Ассер (Menev. p. 4) возводит родословие Альфреда вплоть до Сима и Адама. Так же поступают и другие. <текст>

(e) Hist. Erphest. de 1 Rer. Germ. Pistori, 908 и др. <текст>

(f) Вильям Мальмсберийский: “Strefius filius Noae”. Симеон Даремский добавляет, in archa natus («родился в ковчеге»). Praef. x Script. Twysd. Лангхорн (Ant. Alb. 334) видел один генеалогический список, который выводит происхождение Стрефиуса от Иафета. Lanfedgatal, исландский источник, помещает нескольких потомков между Стрефиусом, которого называет Сескефом, и Ноем. 1 Langb. Scrip. Dan. p. 3. <текст>

(g) Иоганн Тритемий от имени Вастальда (De Orig. Franc. p. 3. 64) изображает саксов потомками троянцев. Лазиус также делает их частью «судьбоносного наследия троянской войны» (De Gent. Migrat. 19). <текст>

(h) Это версия происхождения была когда-то самой популярной. Она встречается у Видукинда (Деяния саксов, 2), в неё твердо верил Годфри из Витербо (2 Pist. 361).

Saxo, velut credo, patria fuit ante Macedo,
Regis Alexandri miles unique fuit.

Великое множество древних авторов приняли эту идею. Она являлась одним из фактов, на которых знаменитый Агриппа выстраивал свою филиппику против Истории (De incertitudine et vanitate scientiarum, p. 25). <текст>

(i) Многие континентальные писатели утверждают подобное. Среди них – Бебелиус, весьма достойный муж. Правда его ученость и красноречие местами чересчур используются для служения его патриотизма. Он находит, что его древние германцы не только являются отважными, но и непременно победоносными; не просто обладают умом, силой, красотой и безупречностью, но умом, силой, красотой и безупречностью, беспрецедентными в мире по своему превосходству. См. его трактат в 1 Schard. Hist. Germ. 256 — 286. <текст>

(k) Кранц (Saxonia, p. 5) обманывался, доверяя фантазиям Саксона Грамматика, о которых Критеус очень точно замечает: "poetica magis quam historica fide scripta temporum etiam, ut tota ipsius historia, distinctione accurate carent". Saxonia Proemium. <текст>

(l) Иоганн Авентиус (Annales Boiorum, p. 388) и Роберт Шерингем (De Anglorum Gentis Origine Disceptatio, 45) одни из наиболее образованных и интеллектуальных наших знатоков старины. <текст>

(m) См. Генрих Глареан и Эндрю Альтамерус в 1 Schard. Hist. Ger. 187. 48. <текст>

(n) Бебелий, 1 Schard. 241. <текст>

(o) Энеа Сильвио (папа Пий II) в своей Historia Bohemica (c. 1, p. 3) говорит, что Сакзания (Saczania) является одной из рек, питающих Влтаву (Multavia). К этому он прилагает рассказ, что мол те из галльских бойев, которых изгнали за Сакзанию, были названы саксами. Кранц (Sax. p. 3). <текст>

(p) Лангхорн (Antiq. Alb. 333) объявляет, что свардоны Тацита, носили имя саксов, искаженное небрежностью переписчиков; в связи с этим, саксоны могли постепенно превратиться в сардонов, а уже из них в свардонов. <текст>

(q) Это – излюбленная идея Кранца (Saxonia, p. 4.), которую Рейнеккиус называет foedum errorem («ужасными ошибками»). (Предисловие к Видукинду). Критеус признает, что она кажется durior et alienior aliis eruditis. (Пролог). <текст>

(r) Мегинхард передает это an ut tradit antiquitas («согласно древнему преданию»). Vita S. Alexandri, 2 Langb. Scrip. Dan. 39. Он творил около 870 года. Адам Бременский в одиннадцатом столетии цитирует его (I. 4) под именем Эгинхарда [Эйнхарда] и повторяет это происхождение саксов в своем труде. До последнего времени его путали с биографом Карла Великого. Его работа считается утерянной. (Fabr. Bibl. Medii Ævi, l. 5. p. 264). Предполагали, что она включала скрупулезную историю саксов и, не являясь только лишь житием святого, содержала намного больше сведений о саксах, чем Адам привел в своей Hist. Eccl.

Хроника Конрада, которую с засвидетельствованным почтением издал Меланхтон, повторяет эту историю. Abb. Usper. Chron. p. 145. <текст>

(s) Макферсон. Введение в Историю Великобритании, p. 291. 12o ed. Начало датскому происхождению ранее дал Видукинд. См. этого древнего писателя (Деяния саксов, 2). Лейбниц склонялся к этому. <текст>

(t) Казобон (de Ling. Sax. 393). Скромность Казобона делает ему честь: "In line tanta et ipsarum rerum obscuritate et opinionum varietate, non meum neque fortasse cujusquam vel diligentissimi quicquam certe statuere". <текст>

(u) Капнион и некоторые другие предположили, что аксоны (Axones) на Черном море являлись саксонами. Предисловие Николауса Киснера к Saxonia Кранца (Cisner Praef) и Казобон (392). Капнион утверждает, что саксоны Птолемея должны читаться как Αξονες. <текст>

(v) Хроника Гольштейна (Chronicon Holsatiae) говорит, что Александр повстречал в Армении мужественный народ, который затем принимал участие во всех его военных экспедициях, и чье название, в заслугу его доблести, он изменил на саксоны от слова saxum, камень. Лейбниц (Access. Histor. 12). <текст>

(w) За Сырдарьей, согласно Страбону, и напротив Согдианы, согласно Эрастофену, и наполовину окаймленные горами Ascatanea и Imaus, согласно Птолемею, располагались саки. В настоящий момент мнение практически всех ученых сходится в том, что именно от них вели своё происхождение саксы. Cisner Praef. Камден согласен с этим. Это и есть то местоположение, которое мы прежде упоминали как самое вероятное расположение наших предков в Азии, если они действительно произошли от саков. <текст>

(x) К северу от саков и близ Сиебских (Syebian) и Апурийских (Tapurian) гор Птолемей разместил другой народ, сасонов. Они были выбраны в качестве наших предков. Krantz (Saxonia, 2). Это мнение было объединено с прежним. Sasones, Sacaesons, Sacsones, Saxones. Cisner Praef. <текст>

(y) Верстеган цитирует Окку Скарленсиса относительно этого происхождения. Суффридус Петри смело взял на себя защиту достоверности Окки (Apol. pro Ant. Fris. Hist. p. 180). Весьма занятно, что никто не подумал о саксоях (Saxoi) близ Понта, согласно Стефану, или же о саксинах (Saxinae), по словам Плиния – неких троглодитах из Эфиопии. Ortelius Thesaur. Geograph. in voc. <текст>

(z) History of Manchester, i. p. 427. <текст>

 

(1) Согласно Свиде (Suidas, vol. ii. p. 646) Птолемей жил в царствование Марка Аврелия; о себе же он в 7-ой книге Syntaxis mathematica (Клавдий Птолемей "Альмагест или математическое сочинение в тринадцати книгах" – перевод с древнегреческого И.Н.Веселовского, Москва, Наука-Физматлит, 1998 г., стр. 215 [прим. al_avs]) свидетельствует, что проводил астрономические наблюдения в Александрии во 2-ом году Антонина Пия, или в 139 году от Р.Х. (3 Fab. Bibl. Graec. p. 412). Также он рассказывает о затмении луны в 9-й год царствования Адриана, или в 125 году. (De la Lande's Astron. i. p. 312). Он не упоминает наблюдений после 141 года. (Ib. 117). <текст>(2) Cl. Ptolemaeus. Georgaphia, lib. ii. c. 11. Марциан Гераклейский несколько позднее, чем Птолемей, определяет саксам то же самое положение на перешейке полуострова (Pont. ib. 651). Византийский географический лексикограф, обычно именуемый Стефаном, кратко говорит, "живущие на Херсонесе Кимбрийском". Steph. Byz. voc. Saxones. <текст>

(3) Кранц отмечал это: "Ita puerilibus fabulis et anilibus deliramentis omnia scatent, ut nihil in his sibi constet, nihil quadret” (Saxonia, p. i). И всё же нелепость других не уберегла его от подражания. <текст>

(4) Potter's Antiq. of Greece, vol. i. p. 2. Так аркадиане хвастались, что они были προσεληνοι, т.е. имеют более древнее происхождение, чем луна. Ib. p. 1. <текст>(5) Конрингиус полагает, что какой-то необъяснимой случайности, время вычеркнуло из текста Тацита пассаж о саксах. Schilter's Thes. Ant. Teut. iii. p. 704. <текст>

(6) Целлариус (Geog. Ant. i. p. 303) и Клювер (iii. Germ. Ant. 87), да и многие другие утверждают это. Спенер с неуверенностью защищает подобное (Notit. Germ. Ant. 363). С мужественной, но редкостной беспристрастностью он против воли указывает на недостатки теории, которую разделяет (371). Лейбниц размещает фосов на Фузе – реке, впадающей в Аллер около Целля (Ibid. 372). <текст>

(7) Клювер так размещает эти племена. Сигулонов – к северу от саксов и до Тундерена (совр. Тондер – прим. al_avs) и Аппенраде (совр. Обенро – прим. al_avs); сабалингов – выше них, до Нипсы и Тобескета, на которых расположены Рипен (совр. Рибе – прим. al_avs) и Колдинг; кобандов отсюда и до Хольма и Хорсенса; халов – за ними, до Хенсбурга и Хальда; фундусов и харудов – на западных и восточных областях к северу от Лим-фьорда; и кимвров – на острове Венсусселе (совр. Веннсюссель-Тю – прим. al_avs). Ant. Ger. iii. p. 94. См. также Chorography Pontanus, p. 649. <текст>

(8) Страбон, Тацит и Птолемей представляют весьма естественную последовательность сведений о географии Германии. Тацит приводит более точные детали, чем Страбон, Птолемей же, писавший позднее, повествует еще более подробно. <текст>

(9) Эта Азиатская Скифия удовлетворяет выводу докладной записки (Memoir) г-на Абеля-Ремюза, зачитанной недавно им перед членами Французской академией надписей и изящной словесности о том, что готы изначально вышли из Тартарии, ибо недалеко от Алтайских гор были найдены надписи, составленные руническими символами, такими же как в Скандинавии. С этой точки зрения мы всегда должны помнить, что северные предания о главе асов Одине, общем предке скандинавов, саксов и готов, упоминают его переселение из регионов Азии. <текст>

(10) Тацит, О происхождении германцев и местоположении Германии, 2. <текст>

(11) Юлий Цезарь. Записки о галльской войне. При рассмотрении происхождения народов необходимо помнить тот факт, что племена из одной родовой семьи имели различные местные или провинциальные имена. Так германцы, перебравшиеся за Рейн, стали тунграми, а частью белгами, белловаками и т.д. Упущение же этого факта побудило многих знатоков древностей говорить о различном происхождении тех, кто в действительности был связан родством. Тацит замечает, что треверы и нервии тщеславятся германским происхождением, хотя проживают как в, так и около Галлии. Действительно вся его книга о германцах доказывает, что каждое племя прошло сквозь череду весьма различающихся названий, хотя все они были германцами. Быть может, это поубавит неверие тех, кто сомневается, являлись ли геты и готы скифскими народами. <текст>

(12) Г-н архидиакон Кокс в своей "Защите кельтов" (Vindication of the Celts) упрекал г-на Пинкертона за многочисленные ложные выводы, необоснованное красноречие и неточные цитаты, а так же за ошибочное толкование и использование им некоторых старинных источников. Однако, не смотря на все эти ошибки, я не сомневаюсь в правильности общей идеи г-на Пинкертона о том, что германский, скифский и готский народы имели единую родовую семью. Правда, это единственное, что я могу похвалить в его Диссертации о готах; ибо хронология, которую он пытается воссоздать, и большинство сведений, приведенные им, являются не только необоснованными, но и несовместимыми с истинной историей. Г-н Пинкертон и г-н Уитакер, весьма схожие своим крутым нравом и стилем прочтения и толкования древних источников, тем не менее, крайне противоположны относительно сделанных ими выводов. Последний стремится сделать любую кельтскую вещь, скифским изобретением. Оба чересчур склонны к тому, чтобы заставить свои источники говорить то, чего желают скорее они сами, нежели то, что те содержат. Они одинаково нетерпимы к любому противоположному мнению; и хотя один питает отвращение, а другой доверяет Оссиану, практически единственный пункт, по которому они пришли к согласию, заключается в поношении г-на Макферсона. Оба, однако, люди энергичного ума и обширных знаний и заслуживают великой благодарности за то, что уделили столь большое внимание этим мало занимательным исследованиям. Огонь гения время от времени с большой силой воспламенялся в г-не Уитакере, и мы лишь сожалеем о том, что он не направил его в более подходящее русло. <текст>

(13) Фрагмент Евангелий на мезоготском языке в знаменитом Серебряном Кодексе, изданном Маршаллом вместе с саксонскими Евангелиями в 1665 году, и сегодня с большим блеском и точностью сохраняет интереснейший образец древнего готского языка. <текст>

(14) Данная работа представит многочисленные примеры этого языка. Обширнейший перечень сохранившихся англосаксонских манускриптов представлен в Обзоре, выполненном Уоттоном. <текст>

(15) Изложенная в стихах гармония четырех Евангелий Отфрида [фон Вайссенбурга] на франко-южнорейнском диалекте и несколько других образцов этого языка древних франков изданы в Тезаурусе Шиллера с глоссарием, до определенной степени ценным, но нуждающимся в серьезной доработке. <текст>

(16) Большинство исландских саг были изданы северными литераторами с латинскими переводами. Я привык полагаться на точность этих переложений, но некоторые пассажи последнего перевода Беовульфа г-на Торкелина принуждают меня рекомендовать интересующимся знакомство с языком оригинала. Каталог саг Перингскьёльда опубликован в pars altera Тезауруса [Джорджа] Хикса. <текст>

(17) Континентальные писатели не столь четко различали кельтские и готские народы, как это делали наши отечественные авторы, и частенько путали их друг с другом, а иногда и с сарматскими народами. <текст>

(18) Смотри выше. Кн. I, гл. 2. <текст>

(19) Геродот. Мельпомена, 5, 7, 6, 11. Скифы до этого периода, должно быть, вели войны со своими азиатскими соседями; однако, я думаю, что не следует доверять разговорам об устройстве великой античной Cкифской империи. Пассаж из Юстина, который послужил этому причиной, и к которому я не питаю большого доверия, не кажется мне достаточным основанием для этого. Указанная им продолжительность в 1500 лет относится, как я полагаю, к мифологии, и весьма склонен предположить, что xv спутали в рукописи Юстина с xvc; что впоследствии было прочитано как одна тысяча пятьсот вместо пятнадцати. Под гипотезой о великой единой и древней Скифской империи, как мне представляется, нет никакого основания. См. Vindic of the Celts, p. 14. <текст>

(20) Диодор Сицилийский, кн. II, гл. XLIII. <текст>

(21) Там же. <текст>

(22) Геродот. Мельпомена, 11. <текст>

(23) Геродот. Клио, 15, 103 - 106. Именно в этот период скифский царь Иданфирс (Idanthyrgus) прошел всю Азию вплоть до Египта. Страбон, Кн. XV, 6. В это время также имел место военный поход Мадия (Maduos), их короля. Страбон, Кн. I, III.21. <текст>

(24) Геродот. Мельпомена. <текст>

(25) Там же. Мельпомена, 47 - 57. <текст>

(26) Страбон говорит: "За Борисфеном же обитают роксоланы, последние из известных скифов… и области за страной роксоланов необитаемы вследствие холода". (Кн. II, V.7) Он повторяет это ещё раз. "Самые северные, обитающие на равнинах между Танаисом (Дон) и Борисфеном – роксоланы… Обитает ли какое-нибудь племя за роксоланами, мы не знаем". (Кн. VII, III.17) <текст>

(27) То, что геты были готами, не может быть подвергнуто сомнению. Геты – это те же самые даки, или, как их назвали в глубокой древности – давы. Отсюда греческие имена рабов в их комедиях – Гета и Дав, заимствованные Теренцием. (Страбон, Кн. VII, III.12). Геты говорили на одном языке с фракийцами, и греки считали их фракийским народом, как это делает Менандр. (Страбон, Кн. VII, III.2 – III.4). Овидий в своих «Письмах с Понта» и «Тристиях», в пору отбывания ссылки в Томах, городе в Мезии на Черном море, часто говорит о своем местопребывании у гетов и скифов. Поскольку он находился в непосредственной близости от границы с сарматами, то вполне естественно, что их имя также упомянуто в его стихах; но это отнюдь не отождествление народов, происхождение которых было весьма различно. <текст>

(28) Эти два факта – целиком на совести Цезаря. Он определенно находит отличия кельтов от белгов Галлии по языку, законам и обычаям, и приписывает белгам германское происхождение. <текст>

(29) Pliny, NH, lib. vi. c. 19. <текст>

(30) Страбон, Кн. XI, стр. 484,485. <текст>

(31) Страбон, стр. 79. Г-н Кеппель в своих последних путевых записках называет её "красивейшая область Карабах". В письме Королевскому Литературному Обществу я представил 262 слова на персидском, авестинском и пехлевинском языках, существующих в англосаксонском языке. <текст>

(32) Pliny, NH, lib. vi. c. 11. <текст>

(33) Страбон, Кн. XI, стр. 484,485. <текст>

(34) Stephanus de Urbibus et Pop. p. 657. <текст>

(35) Снорри Стурлусон. Сага об Инглингах. гл. 2 и 5. <текст>

(36) Геродот. Мельпомена. 52, 27, 110. Pliny, NH, lib. vi. c. 19. <текст>

(37) Геродот. Мельпомена, 59. Лукиан сообщает нам о том, что они поклонялись мечу (Jupiter Tragoedus), о котором Геродот упоминает как о кумире Ареса. Лукиан также говорит, что, презирая греческие алтари, как не достойные их божества, они приносили людей в жертву своей Диане, которая наслаждалась человеческой кровью. <текст>

(38) “Некоторые сравнивают … с натянутым скифским луком”. Страбон, Кн. II, V, 22. <текст>

(39) Геродот. Мельпомена, 64, 65, 67. Страбон замечает, что они использовали черепа вместо чаш, Кн. VII. стр. 275. Во времена Геродота их обычаи были весьма свирепы; но к тому времени, когда их ответвления – германцы и саксы – проникли в Европу и привлекли внимание Тацита, они достигли того развития, достоинства которого ныне мы можем ощутить на себе. Насколько и они и кельты Галлии были выше по отношению к более диким и нецивилизованным племенам Америки, мы можем увидеть, противопоставив описание германцев у Тацита с описанием североамериканских индейцев, сделанное Брейнердом, индейским миссионером. Об индейцах он говорит: "Они вообще совершенно не знакомы с гражданскими законами и процедурами, не имеют никакого понятия о гражданском судопроизводстве, о людях, привлекаемых к суду, находящихся под судом, осужденных или оправданных. Они практически не имеют стремлений или решительности. Ни у одного из тысячи не встретишь человеческой души. Они невыразимо ленивы и пассивны. Ко всей той доброте, что обращена к ним, они выказывают совсем немного признательности или скорее мужского достоинства. У них, похоже, отсутствуют чувства великодушия, благожелательности или добродетели". См. Brainerd, Life by President Edwards. Он умер в 1747году. <текст>

(40) Страбон, Кн. VII. стр. 275, 276. <текст>

(41) Он говорит, что области за Танаисом – уже не скифские края. Первые земельные владения принадлежат савроматам, Кн. IV, 21. <текст>

(42) Области проживания nationes Slavorum и их язык описаны Гельмольдом (Славянская хроника, I, 1), Альбертом Кранцем в его Вандалии (Wandalia, p. 2), Давидом Хритсеусом (Wandalia, p. 3), Себастьяном Мюнстером (1 Schard. Hist. Germ. 486) и Фабером (Rer. Muse. 132). О славах смотри Яков Карл Спенер, Notitia Germaniae antiquae, II, p. 384. Sunt a Germanis plane diversi generis. Понтанус, Chor. Dan. 710. <текст>

(43) Гельмольд (I, 1) говорит, что венгры nec habitu nec lingua discrepant («не отличаются от них ни по внешнему виду, ни по языку» – пер. Л. В. Разумовской. Гельмольд. Славянская хроника. М. АН СССР. 1963 [прим. al_avs]). Кранц же оспаривает его утверждение и подтверждает то, что признается всеми: венгерский и славянский – различные языки (Wandalia, 36). <текст>

(44) Древнейшие народы Италии и Греции, как и народы побережья Средиземноморья, Эгейского моря и Адриатики, как кажется мне, берут своё начало частью от финикийских и египетских колонизаций, частью же от переселений киммерийского и кельтского народов. А уже от этого древнего населения образовались вторичные колонии, те, что заселили Magna Gracia и северное побережье Понта Эвксинского, а так же те, что обосновались в Марселе. В их более поздних жителях, должно быть, присутствовала некоторая доля готских и скифских племен, а так же карфагенян. Наиболее примечательная особенность латинского языка заключается в том, что хотя он явно одной семьи с греческим, тем не менее, содержит множество поразительных сходств, особенно в своих окончаниях, с древним санскритом. Мерик Касаубон приложил немало усилий, показывая, что саксонский язык имеет большое сходство с греческим. De Lingua Saxonica, 234 – 376. <текст>

(45) Древнерусский летописец Нестор донес до нас имена семи верховных славянских богов, идолы которых Владимир поставил в Киеве и разрушил при принятии Христианства. Это были Перун, Велес, Стрибог, Симаргл, Хорс, Дажьбог и Макошь (Rousef, Idoles de Kief). Поэма XII столетия "Слово о полку Игореве" упоминает троих из них как Вилея, Стреба и Дажьбога. О последнем в ней говорится как о прародителе всех богов и людей (Ib). Огромнейшая часть древнерусских рукописей была уничтожена при нашествии Батыя и в смутное время при Лжедмитрии; тем не менее, подсчитано, что сохранилось ещё более 10 000 средневековых документов. <текст>

 

происхождение саксов

 

 

© перевод А.В. Сынковского, 2011

Читать далее →