Первоисточники
Королевство восточных англов было одним из четырех королевств, все еще существовавших к моменту прихода в 865 году Великой армии язычников, но, в отличие от Нортумбрии, Мерсии и Уэссекса, от независимого периода его существования до нас дошло весьма незначительное количество документальных свидетельств. Маловероятно, что королевство восточных англов не обладало обычным набором ранней англосаксонской документации, а плохая выживаемость может быть связана с событиями девятого века, когда набеги и поселения викингов привели к исчезновению (или сильному обеднению) крупнейших держателей архивов, двух епископальных соборов и основных религиозных обителей (1). Без сведений Беды вряд ли можно было бы пытаться описать историю королевства восточных англов. Часть информации о них он получил от Альбина и Нотхельма, а остальное "частью из писаний или преданий древних мужей, а частью со слов преподобнейшего аббата Эси" (2). Среди источников Беды – Житие святого Фурсы (3) и, вероятно, устные предания о святой Этельтрюте. Хотя Беда и приводит перечень восточноанглийских королей, конкретной хронологической информации о них у него весьма мало, и к тому же он не указывает продолжительность их правления. А поскольку не сохранилось ни одного перечня с указанием продолжительности правления, хронология королей восточных англов представляет собой серьезную проблему. Правда, более точные данные о датах правления некоторых ранних восточноанглийских епископов оказывают в этом вопросе некоторую помощь. Отсутствие каких-либо грамот также является серьезным препятствием для изучения этого и многих других моментов истории восточных англов.
Отсутствие дат в ранних источниках заставило некоторых исследователей обратиться для восполнения пробела к историкам эпохи постнорманнского завоевания. Флоренс Вустерский, Вильям Мальмсберийский, Роджер Вендоверский и Матвей Парижский, как представляется, приводят даты событий, не датированные в других источниках. Но поскольку эти авторы придерживались летописной формы, они были вынуждены датировать события так, чтобы вписать их в свои хроники, а потому, если в их источниках не было соответствующих дат, они, по всей видимости, должны были выдвигать на их счет свои обоснованные предположения. Поскольку историки постнорманнского завоевания часто ошибаются в датировке событий, которые можно убедительно датировать по источникам, написанным до завоевания, к любым неподтвержденным датам следует относиться с большой осторожностью. Практически нет признаков того, что эти авторы имели доступ к неизвестным нам восточноанглийским источникам. Например, они приводят перечни правлений восточноанглийских королей, но не называют правителей, известных по найденным монетам. "Флоренс", по-видимому, предоставляет дополнительную генеалогическую информацию, но, как сумел показать сэр Фрэнк Стентон, все, что он сделал, – это создал свою собственную интерпретацию генеалогии Эльфвальда (которая, к счастью, сохранилась отдельно в Англской коллекции) и тем самым ввел в заблуждение ряд последующих историков (4). Стоит отметить, что крайне мало исторических сведений пережило падение восточноанглийских королей, и даже возрожденный в X веке монастырь Эли, похоже, почти ничего не знал о королевском доме, который был его первым покровителем (5).
Жития четырех святых дают нам дополнительную информацию о провинции восточных англов и ее правителях. Наиболее ценным из них является Житие святого Гутлака, которое было написано в Восточной Англии Феликсом по велению короля Эльфвальда (ум. 749 г.). Оно, помимо прочего, проливает свет на уровень образования в этом королевстве (6). Его герой – святой, имевший отдаленное отношение к мерсийскому королевскому дому, и почивший ок. 715 года, проведя большую часть своей сознательной жизни отшельником в болотистой местности, оспариваемой между Мерсией и восточными англами. Оба королевства также соперничали и в продвижении культа святого (7). Повествование о жизни Фойллана, единокровного брата восточноанглийского миссионера Фурсы, являвшегося некоторое время настоятелем монастыря Кнобхересбург, было написано в Нивеле в середине седьмого века и, как заметила Дороти Уайтлок, обогатило наши знания о становлении христианства в Восточной Англии (8). Двое других святых были королями восточных англов, погибшими насильственной смертью, однако их Жития были составлены за пределами Восточной Англии спустя значительное время после описываемых в них событий. Этельберт стал жертвой Оффы Мерсийского и, по-видимому, был убит на королевской вилле в Херефордшире в 794 году. Похоронен он был в Херефордском соборе, став одним из его святых покровителей. Кроме того, культ его был распространен и в Восточной Англии (9). Подробности его смерти весьма любопытны, однако все три основные версии Жития были написаны в XII и XIII веках, хотя древнейшее из них, вероятно, основано на материале донорманнского завоевания. Житие последнего коренного восточноанглийского короля Эдмунда, убитого викингами в 869 году, также вызывает разочарование. Оно было написано Аббоном Флерийским между 985 и 987 годами. В нем Аббон заявляет, что основывает свои сведения на рассказе, который архиепископ Дунстан, слышал в молодости при дворе короля Ательстана (ок. 925) от старика, служившего оруженосцем у Эдмунда (10). Однако при пересказе этой истории, похоже, что-то было утеряно, и Аббон написал довольно скучный рассказ о мученичестве, содержащий весьма мало существенных сведений о королевстве восточных англов.
Определенную компенсацию дефициту письменных источников по восточноанглийскому королевству предоставляет знаменитое корабельное погребение Кургана 1 в Саттон-Ху, хотя справедливости ради следует отметить, что, если бы письменные источники седьмого века были более полными, интерпретация отдельных деталей этого погребения была бы проще. Содержимое корабельного погребения было блестяще описано и изучено доктором Брюсом-Митфордом в трех томах (11), но некоторые ключевые вопросы все еще остаются нерешенными. Каких-либо определенных следов тела обнаружено не было, и хотя, как показали последующие раскопки на этом месте, кислая почва могла растворить кости, существует вероятность того, что корабельное захоронение на самом деле представляло собой кенотаф, либо же тело было удалено позднее (12). Также нельзя быть полностью уверенным в датировке погребения и, следовательно, в личности человека, который его удостоился. Входящие в погребальную утварь тридцать семь монет Меровингов потенциально могут быть датированы с наибольшей точностью, хотя, конечно, они не могут указать истинную дату погребения, а лишь дату, после которой оно должно было состояться. На монетах Меровингов нет дат, поэтому их можно датировать лишь в общих чертах, исходя из содержащихся на них упоминаний о королях, епископах и чеканщиках. Между тем существует метод более узкой датировки монет на основе анализа содержания в них золота, которое с течением седьмого века неизменно уменьшалось, но не равномерно, поскольку некоторые короли, например, Дагоберт I (ок. 623 г.), временно возвращались к более высоким стандартам (13). В связи с этим возможны различные интерпретации результатов анализа металла, и вывод д-ра Кента о том, что самая поздняя монета из погребения Саттон-Ху была отчеканена около 620-625 годов, а остальные монеты – несколькими годами ранее, далеко не бесспорен, хотя, по общему мнению, эта коллекция монет была собрана в 620-х годах (14).
Главным кандидатом на место в этом погребении является король Редвальд, который, как известно, был верховным правителем южных англичан. Его зафиксированное в источниках знакомство с христианством вкупе с неизменной приверженностью язычеству, как полагают некоторые, отразилось в выборе погребального инвентаря (15). Не всегда принимается во внимание то, что точную датировку смерти Редвальда установить так же сложно, как и датировку последней монеты в найденном кошеле (см. Рис. 4). Дату 624 год приводят хронисты XIII века Роджер Вендоверский и Матвей Парижский, однако источник их информации неизвестен. Определенное подтверждение этой предположительной даты смерти Редвальда основывается на сообщении Беды о том, что Паулин был посвящен в епископы Нортумбрии в 625 году до обращения Эдвина в 627 году. Предполагается, что ни одно из этих событий не могло произойти до смерти Редвальда, поскольку Эдвин находился под его опекой (16). Последнее упоминание Беды о Редвальде – битва у реки Идл в 616 году, которая позволила Эдвину занять нортумбрийский трон (17). Редвальд, по видимому, был уже мертв в 627 году, когда его сын Эорпвальд стал править в Восточной Англии (18). Наиболее вероятной датой смерти Редвальда представляется дата, расположенная ближе к концу периода 616-627 гг., поскольку Редвальд не мог стать бретвальдой до смерти Этельберта Кентского (вероятно, в 616 г.) и, предположительно, занимал эту должность в течение нескольких лет, чтобы заслужить место в списке Церковной истории.
Рис. 4. Кошель из Саттон-Ху. В кошеле находилось тридцать семь золотых монет эпохи Меровингов, три золотые пластины и два золотых слитка. Самая поздняя из отчеканенных монет, скорее всего, датируется 620-625 годами и служит terminus post quern для погребения в Кургане 1. Кошель, по всей видимости, носился на поясе и примечателен декоративной отделкой из золота и гранатов – работа мастера, ответственного за большинство украшений из погребения Кургана 1. Элементы орнамента с изображением человека в окружении двух зверей и хищной птицы, хватающей утку, встречаются и на других драгоценных металлических изделиях раннего Средневековья. (Британский музей)
Идентификация этого погребения в качестве погребального кургана Редвальда не может считаться окончательной. Несмотря на то, что Курган I в Саттон-Ху является самым богатым из известных англосаксонских погребений, это всего лишь один из нескольких курганов на территории могильника Саттон-Ху, и некоторые из них вполне могли соперничать с ним по богатству. Курган 2 был разграблен, однако следы его первоначального погребального инвентаря, сохранившиеся в достаточном количестве, свидетельствуют о захоронении такого же уникального уровня, включая, в том числе, и погребальный корабль (19). Представляется уместным сделать вывод, что Саттон-Ху был элитарным кладбищем восточноанглийского королевского дома, и что информация, полученная из находок в Кургане 1, может быть использована для расширения наших знаний об этой династии. Однако использовать эти знания в качестве доказательства бретвальдства, следует крайне осторожно.
Происхождение королевства восточных англов
Редвальд – первый из королей восточных англов, о чьем правлении достоверно известно, между тем происхождение этой династии прослеживается чуть глубже. Беда приводит имя отца Редвальда – Титил, и его деда – Вуффа, "от которого короли восточных англов называются Вуффингами" (20). По всей видимости, положение Вуффы было схоже с положением Ойска в кентской генеалогии. Он считался прародителем, от которого исходило право на правление, несмотря на то, что запись в Historia Brittonum утверждает, что первым правил Вехха, отец Вуффы (21). Эта традиция позволяют предположить, что королевский дом возник во второй или третьей четверти шестого века. Роджер Вендоверский приводит даты 571 и 578 как годы воцарения Вуффы и Титила соответственно.
Как и у большинства королевств, между первым упоминанием королевского дома и самым ранним англосаксонским поселением в этой провинции наблюдается значительный разрыв. Считается, что Восточная Англия стала первым регионом, принявшим независимых англосаксонских поселенцев в пятом веке (22). Некоторые находки шестого века, в частности, характерные фибулы на рукавах или манжетах для застегивания рубах или штанов, свидетельствуют о прибытии новых поселенцев из Скандинавии (23). В корабельном погребении из Кургана 1 в Саттон-Ху явно просматривается скандинавское влияние. Мало того, что обряд погребения кораблей в этот период ограничивается лишь Скандинавией, да Восточной Англией, так еще существуют поразительные иконографические параллели между предметами из Саттон-Ху и захоронениями вендельского периода в Швеции; по словам Брюса-Митфорда, шведское влияние пронизывает собрание предметов из Саттон-Ху (24). На основании этих параллелей даже высказывалось предположение, что Вуффинги приходились потомками восточно-шведской династии (25). Согласно другой версии, они были членами королевского дома геатов, о которых говорится в поэме Беовульф и которые, как предполагается, со всеми своими сбережениями бежали в Англию после их завоевания шведами (Svear) в шестом веке (26). Такие аргументы частично утратили свою силу в настоящее время, когда считается, что некоторые предметы, ранее рассматривавшиеся как семейные реликвии из Швеции, предположительно были изготовлены в Англии (27). Безусловно, между восточноанглийским и скандинавским дворами существовали какие-то связи, и искусные мастера могли курсировать между ними (28). С другой стороны, некоторые иконографические параллели между англосаксонскими и шведскими работами, например, хищные птицы (см. Рис. 4), могли отражать мотивы, общие для аристократических и королевских кругов ряда германских народов, многие из которых в конечном итоге восходят к позднеримскому миру (29). Однако одной из особенностей многих артефактов из Саттон-Ху является то, что их невозможно сопоставить с чем-нибудь ещё.
Норфолк и Саффолк в совокупности, по всей видимости, представляют собой первоначальную территорию иценов, однако эта провинция, возможно, не имела единой истории на протяжении субримского периода. Характерные обряды корабельных погребений, которые ассоциируются с династией Вуффингов, сосредоточены в юго-восточном Саффолке, что вполне может представлять собой первоначальный центр пребывания этой семьи, из которого они пришли к господству над всей провинцией восточных англов (30). Названия Северный Фолк (North Folk/Norfolk) и Южный Фолк (South Folk/Suffolk) могут отражать основное подразделение внутри королевства, которое берет свое начало в утраченных событиях субримского периода (31).
История королевства восточных англов
Восточная Англия впервые появляется в Церковной истории как набирающее мощь королевство при короле Редвальде. Королевство Редвальда было одним из тех королевств, в которых Этельберт мог претендовать на определенную власть и которые он пытался обратить в свою веру, но, хотя Редвальд и воздвиг алтарь христианскому богу, он не прекращал почитать языческих божков (32). Демонстрация независимости Редвальда от Этельберта, видимо, так же отражена во фрагменте, вызвавшем некоторые трудности в толковании. В нем, похоже, говорится, что когда Этельберт был верховным правителем, Редвальд сохранял ducatus над своими людьми, то есть полноценное военное командование своим войском (33). После смерти Этельберта в 616 году Редвальд сделался главенствующим королем южной Англии, и как Этельберт пытался продемонстрировать свою власть в некоторых провинциях, обращая в христианство подвластных королей, так и Редвальд мог быть причастен к тому, что восточные саксы и Кент (на время) вернулись к язычеству. Предоставив приют Эдвину Дейрийскому при своем дворе, Редвальд оградил его от преследования короля Нортумбрии Этельфрита, и, хотя поначалу его привлекали награды Этельфрита за умерщвление Эдвина, он использовал всю свою военную мощь, что бы победить Этельфрита в 616 году в битве на реке Идл на границе Дейры и Мерсии и, таким образом, помочь Эдвину взойти на нортумбрийский трон (34). Нет сомнений, что Эдвин выразил свою благодарность и признательность соответствующими вознаграждениями.
Эдвин сменил Редвальда в качестве верховного правителя южных англичан, и, чтобы укрепить изменившиеся позиции двух королевств, видимо, убедил сына и наследника Редвальда, Эорпвальда, примерно в 627 году принять христианство (35). Наступила языческая реакция, и в 627 или 628 году Эорпвальд был убит неким Рикбертом, который, возможно, правил страной в течение следующих трех лет, хотя Беда не дает четкого ответа на этот вопрос. В 630 или 631 году на престол взошел Сигеберт, брат Эорпвальда (сводный брат, по свидетельству "Флоренса Вустерского" и Вильяма Мальмсберийского), который находился в изгнании во Франкии и был христианином.
С началом правления Сигеберта начинается период, когда восточноанглийские короли предстают в первоисточниках в двух основных амплуа: и как покровители церкви и как жертвы мерсийской агрессии. Беда полон похвал практическому благочестию Сигеберта и его преемника Анны. В конце концов Сигеберт оставил трон и сделался монахом в основанном им монастыре, а власть передал своему родичу Экгрику, который до того правил частью королевства (36). Однако когда королевство подверглось серьезному нападению ведомых Пендой мерсийцев, Сигеберт был выведен из монастыря, чтобы присоединиться к армии "в надежде, что у воинов будет меньше страха и готовности бежать, если с ними окажется тот, кто некогда был их самым решительным и прославленным вождем". Дата битвы, в которой были убиты Сигеберт и Экгрик, неизвестна, но, скорее всего, она произошла в начале 640-х годов, поскольку Анна правил в то время, когда Кенвалх Уэссекский, будучи в изгнании, прибыл в его королевство в 645 году (37).
Предположительно, источником конфликта между Мерсией и Восточной Англией был контроль над разрозненными народами восточного Мидленда, известными как срединные англы, чьи юго-восточные территории лежали между этими двумя королевствами. Похоже, что Анна представлял серьезную проблему для растущего могущества Пенды Мерсийского. В Житии святого Фойллана говорится о серьезном нападении на Восточную Англию около 650 г., которое привело к разрушению монастыря Кнобхересбург (возможно, Бург Касл, Норфолк) и временному изгнанию короля Анны, возможно, на территорию народа магонсет, которые примерно в это время, похоже, имели тесные связи с восточными англами (38). Второе нападение Мерсии привело к смерти Анны, и это, по-видимому, стало ключевым моментом в дальнейшей деятельности Пенды (39). Это одно из немногих событий, связанных с восточными англами, которое попало в Англосаксонскую хронику, где оно датируется 653/54 годом. Беда не называет дату смерти Анны, но он сообщает, что примерно в то время, когда умер Анна, Пенда сделал своего сына Пеаду королем срединных англов, и это событие он относит к 653 году (40). Хотя мерсийцы все еще оставались язычниками, срединным англам был назначен епископ, что, по всей видимости, говорит о том, что они уже были обращены в христианство под влиянием восточных англов. Пенда также был причастен к смерти четвертого короля восточных англов: брат и преемник Анны, Этельхере, погиб в 655 году в битве при Винведе, где он возглавлял восточноанглийский отряд в армии Пенды (41).
Правления следующих трех королей – Этельвальда (655-63 гг.), Алдвульфа (663-713 гг.) и Эльфвальда (713-49 гг.) – датированы более надежно, чем правления их предшественников, но в остальных отношениях зафиксированы гораздо более скудно. Алдвульф был последним королем восточных англов, о котором знал Беда (42). HЕго правление, длившееся около пятидесяти лет, представляется подозрительно долгим, но его восшествие на престол, зафиксированное синодом в Хэтфилде в 679 году, датировалось семнадцатым годом его воцарения, а дата его смерти была указана во франкских анналах (43). Другие короли, чьи годы правления указаны в документах Хэтфилда, – это короли Нортумбрии, Мерсии и Кента; таким образом, включение в список короля Восточной Англии дает определенное представление о его значимости в то время. Свитхельм Восточносаксонский был крещен в Восточной Англии во время правления Этельвальда, причем король англов стал его крестным, что, судя по обстоятельствам, связанным с подобными обращениями в христианство, может означать, что восточные англы в то время имели своего рода верховенство над восточными саксами (44). Прослеживается неизменный интерес к срединным англам. Вероятно, именно в правление Этельвальда или Алдвульфа восточноанглийская принцесса Этельтрюта вышла замуж за Тондберта, princeps Южного Гирве, хотя период ее жизни очень трудно датировать точно (45). Благодаря этому браку восточные англы, по-видимому, получили контроль над областью с центром в Эли, где в 673 году Ахелтрют основала монастырь (46). О дальнейшем восточноанглийском влиянии на земли срединных англов можно судить по тому, как мерсийский изгнанник, будущий король Этельбальд, мог безопасно укрываться в болотах Кроуленда во время правления Кеолреда Мерсийского (709-716) (47), а также по тому вниманию, которое король Эльфвальд проявлял к жизни святого срединных англов Гутлака, несмотря на то, что тот был представителем мерсийского королевского дома (48).
В 749 году, согласно северным анналам Historia Regum, Эльфвальд умер, и королевство было разделено между Хуном, Беонной и Альберхтом (49). О событиях 749 года мы больше ничего не знаем, но, судя по всему, Беонна стал главенствующим королем, поскольку он единственный чеканил монеты от своего имени (см. Рис. 14.3). Его монеты принято датировать концом 750-х или началом 760-х годов, но, поскольку за последнее время было обнаружено значительное количество других монет, эти датировки могут претерпеть изменения (50). На данный момент нельзя с уверенностью утверждать, когда закончилось правление Беонны. Его преемником мог быть Этельред, отец святого Этельберта, как утверждается в Житиях последнего, хотя о монетах с именем Этельреда ничего не известно (51). Согласно Житиям, Этельберт сменил своего отца на троне короля восточных англов в 779 году. Точно не известно, когда Оффа Мерсийский взял под контроль эту провинцию, но к началу 790-х годов он чеканил там пенни (52). Этельберт также чеканил пенни, и общепринятая трактовка этого события заключается в том, что оно представляет собой восстание Этельберта против Оффы, конечным результатом которого стала смерть Этельберта от рук последнего в 794 году (53).
Рис. 14. Семь монет раннего англосаксонского периода. (1) Скеатта первичной серии из Кента ок. 680-700 гг. с изображением (аверс) (королевского?) бюста и (реверс) военного штандарта, увенчанного крестом. (2) Скеатта серии Н (тип 49), вероятно, изготовленная в Хэмвиче. Ее дата является спорной, но недавно были сделаны веские аргументы в пользу отнесения этого типа ко второй половине восьмого века. На ней изображена (аверс) голова с бородой в обрамлении кругов и (реверс) стилизованная птица. (3) Пенни короля Беонны из Восточных Англов ок. 760 г. (аверс) Beonna Rex латинскими и руническими буквами и (реверс) военный штандарт и Efe (имя монетчика). (4) Пенни короля Эгберта II Кентского (ок. 764 - ок. 785) с надписью (аверс) Egcberht r(e)x и (реверс) Udd. (5) Аверс пенни короля Оффы Мерсийского (757-796) с бюстом короля. (6) Аверс пенни королевы Кюнетрют Мерсийской, жены Оффы, с бюстом королевы и именем монетчика (Eoba). (7) Аверс пенни короля Альфреда Уэссекского (871-899) с бюстом короля.
Возможно, Оффа контролировал Восточную Англию в течение лишь относительно короткого периода в 790-х годах. Найденные монеты свидетельствуют о том, что после смерти Оффы королевство перешло под контроль местного короля Эадвальда, который в последствии был свергнут Кенвульфом (54). Независимость Восточной Англии, похоже, была восстановлена при Ательстане, самом обильном производителе монет среди этих восточноанглийских королей. На основании данных полученных при изучении этих монет было выдвинуто предположение, что Ательстан в первый раз претендовал на трон сразу после смерти Кенвульфа, затем был отстранен от власти Кеолвульфом, а после его смерти вновь вступил на престол (55). Ательстан, по всей видимости, был тем безымянным восточноанглийским королем, который упоминается в Хронике как убийца мерсийских королей Беорнвульфа (ум. 826) и Людеки (ум. 827), последнего мерсийского короля, использовавшего восточноанглийский монетный двор (56). Преемниками Ательстана в чеканке восточноанглийских монет были Этельвард и Эдмунд. Согласно поздним англосаксонским свидетельствам, Эдмунд вступил на престол в 855 году; его смерть от рук Великой армии язычников в 869 году зафиксирована в Хронике и значительно детализирована в более поздних источниках (57). После этого и до ее завоевания Эдвардом Старшим Восточная Англия находилась под властью датских королей, хотя найденные монеты с именами Этельреда и Освальда, которые имеют сходство с другими восточноанглийскими монетами, могут свидетельствовать о том, что даны следовали своей практике, зафиксированной в других частях Англии, оставляя часть королевства под контролем местной знати (58).
Истоки королевской власти
Восточноанглийские короли предстают в письменных источниках как отважные борцы, которые смогли оказать эффективное сопротивление мерсийским планам восточной экспансии и в конечном итоге сыграли важную роль в прекращении мерсийского господства на юге Англии. Контроль над болотами срединных англов был основным источником конфликта с Мерсией, и влияние этих двух королевств колебалось в течение указанного периода. Хотя Пенда пытался объединить срединных англов в одно королевство с собственным, подвластным ему, королем и епископом, не похоже, что они в действительности были так же едины, как ряд других королевств, и, как указано в Tribal Hidage, они состояли из нескольких малых народов, некоторые из которых, по словам других источников, имели собственных правителей (59). Маловероятно, что у каждого из этих народов была одинаковая история, и потому короли восточных англов контролировали некоторые юго-восточные народы сильнее, чем другие; например, южные гирве, похоже, были поглощены Восточной Англией к концу седьмого века, тогда как область Кроуленда, где Гутлак обрел свою обитель отшельника и которая, вероятно, принадлежала северным гирве, все еще оставалась спорной территорией между королевствами мерсийцев и восточных англов (60). Болота, вероятно, препятствовали экспансии восточных англов, но они также затрудняли захват самой Восточной Англии мерсийцами, и, несмотря на решительные усилия мерсийских королей конца VIII - IX веков, завоевание Восточной Англии мерсийцами в конечном итоге не увенчалось успехом (61). Продвижение на юг было приостановлено восточными саксами; река Стоур стала границей в конце саксонского периода, а, возможно, была таковой и раньше. Возможно, Этельвальд имел некоторую власть над восточными саксами, но это единичное свидетельство сколько-нибудь серьезных контактов между этими двумя народами.
Военная эффективность была одной из основ королевской власти восточных англов, но должны были существовать и другие составляющие. Интересны параллели с Кентом. В обоих королевствах период, когда скандинавские контакты играли важнейшую роль, сменился периодом, когда франкские связи стали более значимыми, хотя в Кенте сдвиг во внешних контактах произошел гораздо раньше. Погребальную утварь из Кургана 1 в Саттон-Ху можно рассматривать как переходную между этими двумя периодами. Ритуал погребения в корабле может быть сопоставим только со Скандинавией, хотя здесь есть как разительные различия, так и сходства с погребениями вендельского периода в Швеции (62). Многие элементы украшений и доспехов имеют близкие аналоги в Скандинавии, но техника изготовления, скорее всего, имеет франкские корни, а многие исходные материалы, меч и византийские серебряные изделия, вероятно, попали в Восточную Англию через Франкию (63). В кошеле находилось тридцать семь меровингских монет, и одна из интерпретаций их происхождения – дипломатический подарок нейстрийского двора (64). Сын (или, возможно, пасынок) Редвальда Сигеберт носил франкское имя.
С приходом к власти Сигеберта связи с Франкией стали более очевидными. Сигеберт во Франкии находился в изгнании и принял там христианство; Беда четко заявляет, что церковь в Галлии (Франкии) послужила источником вдохновения для создания тех учреждений, которые Сигеберт учредил в своем королевстве (65). Впоследствии из Бургундии прибыл его епископ Феликс, бывший, по всей вероятности, представителем одного из учреждений Колумбана во Франкии (66). Ирландский монах Фурса, основавший Кнобхересбург в Восточной Англии, также основал монастырь в Нейстрии, и когда его брат и другие монахи были вынуждены бежать во Франкию, спасаясь от нападений мерсийцев, их сначала принял Эрхиноальд, майордом Нейстрии, чей интерес к англосаксонской Англии хорошо известен и чья дочь могла быть замужем за Эадбальдом Кентским (67). Как и кентская принцесса Эоркенгота, восточноанглийские принцессы вступали в двойные монастыри в Нейстрии. Падчерица Анны Сефрит и дочь Этельбурх сделались настоятельницами в Фармутье-ан-Бри, а Хересвит, вдова брата Анны Этельрика, отправилась в Шелль (68).
Сохранившиеся письменные источники не позволяют установить такую же связь между королями и торговой активностью, как в Кенте, однако раскопки в Ипсвиче показали, что с начала седьмого века он был крупным торговым портом (69). Ипсвич находится всего в 12 милях от Саттон-Ху и королевской усадьбы Рендлесхем, и, в целом, трактуется как место, находившееся под королевским контролем. Он был центром крупномасштабного гончарного производства, единственным из известных на юге Англии в среднесаксонский период, и изделия изготовленные в нем обнаружены по всей Восточной Англии и в районах срединной Англии (70). Находки иностранного производства подтверждают существование торговли с Нейстрией, однако торговля с Рейнской областью, которая, как считается, находилась в руках фризских посредников, была более значительной (71). Различие в моделях торговли может объяснить, почему Восточная Англия не стала выпускать собственную монету одновременно с Кентом. Самыми ранними монетами восточных англов считаются вторичные скеатты, выпущенные во времена правления Алдвульфа и Эльфвальда (72). К середине восьмого века производство монет в Восточной Англии достигло значительных масштабов, и Беонна предпринял первую попытку восстановления содержания серебра в монетах, отчеканенных на юге, вероятно, по примеру реформ Эадберта в Нортумбрии (73). Его монеты – первые в южной Англии, на которых регулярно чеканилось имя короля. Переход на чеканку пенни каролингского типа, вероятно, был делом рук Оффы в начале 790-х годов, но, как нам уже известно, местные короли чеканили пенни от своего имени при любой возможности.
Учитывая их общие интересы на Северном море, неудивительно, что между Кентом и Восточной Англией уже на раннем этапе сложилась тесная связь, которая впервые проявилась в попытках Этельберта обратить Редвальда. Когда Восточная Англия окончательно обрела христианство, связь укрепилась. Первый епископ Восточной Англии, бургундец Феликс, был направлен из Кента, и в течение какого-то времени Восточная Англия была единственным иноземным королевством, признававшим власть архиепископа Кентерберийского (74). Дочь Анны Сеаксбурха вышла замуж за Эоркенберта Кентского, и их дочь Эоркенгота была в Бри со своими восточноанглийскими тетками (75). Имма, тен армии нортумбрийцев, попавший в плен в битве на реке Трент в 679 году и проданный в рабство в Лондон, смог получить деньги на свой выкуп от сына Сеаксбурхи, Хлотхере, на том основании, что когда-то он был теном сестры Сеаксбурхи, Этельтрюты (76). Кентские связи также могли способствовать установлению отношений между Восточной Англией и Магонсетом на западных границах Мерсии (77).
Восточноанглийская королевская династия также имела тесные связи с нортумбрийским королевским домом. Изначально эти связи были связаны с династией Дейры, которой Редвальд оказал большую услугу, победив и уничтожив бернисийца Этельфрита (78). Этельрик Восточноанглийский был женат на племяннице Эдвина Хересвите, а ее сестра Хильда приехала в Восточную Англию, до того как Айдан поспособствовал примирению двух нортумбрийских династий (79). Дейрийский монах Кеолфрит перед своим назначением в Уирмут ездил изучать монашескую практику Ботульфа в Икен (Саффолк) (80). Удивительно, что Беда не упоминает об этой связи, правда у него был свой источник информации из Восточной Англии в лице аббата Эси, чей монастырь Беда не упоминает (81). Восточные англы поддерживали отношения и с бернисийской династией. Этельтрюта, дочь Анны, вышла замуж за Эгфрита Нортумбрийского, хотя этот брак вряд ли можно назвать особо удачным (82). Как только мы доходим до VIII века, упоминания о Восточной Англии становятся все реже и реже, но ссылки на восточноанглийские события в северных анналах, сохранившихся в Historia Regum, свидетельствуют о продолжении контактов, а самым показательным свидетельством является модернизация Беонной чеканки монет, очевидно, под влиянием монет из Нортумбрии. Нортумбрия и Восточная Англия были естественными союзниками: обе хотели ограничить власть Мерсии, обе были жителями побережья Северного моря с похожими торговыми интересами.
Королевская семья и административное управление
Нам известна родственная связь большинства королей от Редвальда до Эльфвальда, чья генеалогия приведена в Англской коллекции (83). Похоже, что в это время престолонаследие держалось в узком семейном кругу. Редвальду наследовал его сын Эорпвальд, а вот происхождение его убийцы и возможного преемника, Рикберта, неизвестно. Согласно Беде, Сигеберт был братом Эорпвальда, хотя Вильям Мальмсберийский и "Флоренс Вустерский" зафиксировали предание, согласно которой родство между ними было только по матери, т.е. Редвальд не был отцом Сигеберта (84). Это открывает путь для интересной гипотезы, согласно которой Сигеберт может рассматриваться как представитель конкурирующей семьи, что объясняет враждебное отношение к нему Редвальда и его изгнание во Франкию. Однако, поскольку источник информации Вильяма и "Флоренса" неизвестен, она не может быть принята в качестве достоверной. В конце концов, Сигеберт передал трон своему родичу по имени Экгрик, который уже правил вместе с ним. Было высказано предположение, что Экгрика следует отождествлять с Этельриком, отцом Алдвульфа, но их первые именные элементы представляют собой две разные формы, весьма распространенные среди англосаксов (85). Далее трон перешел к двоюродным братьям Эорпвальда и Сигеберта, сыновьям брата Редвальда Эни, которые представляют собой интересный пример братского престолонаследия. Три брата, Анна, Этельхере и Этельвальд, правили поочередно, а Этельвальду наследовал его племянник Алдвульф, сын четвертого брата, Этельрика. Следующий король, Эльфвальд, был сыном Алдвульфа, и на этом наши генеалогические сведения заканчиваются. По форме своего имени есть основания подозревать, что Беонна не был выходцем из той же семейной группы, хотя Альберхт, с которым он, очевидно, делил королевство, мог им быть. В старейшем Житии святого Этельберта утверждается, что он и его отец Этельред происходили от Редвальда и более древних восточноанглийских королей (86), и элементы их имен помогают подтвердить это. Однако без настоящего родословия нельзя сделать никаких определенных наблюдений о схемах престолонаследия после времени Эльфвальда. Насколько можно судить, эта схема напоминает ту, что была в Кенте, где престолонаследие обычно осуществлялось в рамках узкой родственной группы.
Отсутствие каких-либо данных, связанных с королевским администрированием в Восточной Англии, делает невозможной подробную оценку королевского управления, даже несмотря на то, что Питер Уорнер обнаружил в более поздних документах следы додатской системы деления провинции на литы и сотни, напоминающие кентские латы (87). Есть некоторые косвенные намеки на крупное подразделение внутри королевства, сравнимое с разделением на Запад и Восток в Кенте. Первоначально Восточная Англия была представлена только одним епископским престолом, находившимся в местечке Dommoc, которое обычно принимают за Данвич, хотя также приводится довод в пользу Феликстоу (88). Через некоторое время после синода в Хертфорде в 672 году архиепископ Теодор воспользовался болезнью епископа Восточной Англии и разделил престол на два с новым епископским центром в Северном Элмхеме (89). Епархии были отделены друг от друга рекой Уэйвни, которая разделяла – и до сих пор разделяет – Северный и Южный Народ. Названия Норфолк и Саффолк не встречаются до XI века, однако, вполне возможно, могут быть намного старше (90). Не исключено, что, учреждая две епархии, Теодор придерживался политического деления куда более древнего происхождения, как это сделал Августин в Кенте, когда образовал две епархии – Рочестерскую и Кентерберийскую.
Лучшее подтверждение крупного политического разделения относится к периоду правления Сигеберта. Беда сообщает, что когда Сигеберт решил уйти в монастырь, он передал королевство своему cognatus Экгрику, который до этого правил частью королевства (91). Очевидно, что здесь подразумевается разделение на две части – хотя и не обязательно равное. Другое возможное указание на подобное совместное правление можно найти после смерти Анны. Беда по отдельности называет как Этельхере, так и Этельвальда преемником Анны (92). Возможно, словам Беды не стоит придавать слишком большого значения, тем более что Этельхере правил всего год или около того, но в таком виде они указывают на то, что два брата изначально правили вместе, и тем самым подкрепляют предположение о совместном правлении и субкоролевстве у восточных англов. В Historia Regum сообщается, что в восьмом веке Хун, Беонна и Альберхт поделили королевство между собой. Вполне возможно, что такое трехстороннее деление могло основываться на Норфолке, Саффолке и землях вокруг Эли, но у нас нет никакого подлинного понимания политической ситуации сложившейся в 749 году. Несмотря на то, что упоминается тройное деление, только Беонна выпускал монеты от своего имени.
Вуффинги были гораздо сильнее связаны с Саффолком, чем с Норфолком. Два крупных кладбища с корабельными погребениями, Саттон-Ху и Снейп, находятся в Саффолке (93), недалеко от королевской усадьбы Рендлесхем и wic в Ипсвиче. Два престижных среднесаксонских места в Бэрроу-Хилл и Брэндоне в Саффолке в настоящее время подвергаются тщательным исследованиям (94). Место расположения первой епископской кафедры находилось в Саффолке, если правильно идентифицировать Dommoc как Данвич или Феликстоу, и, похоже, в Саффолке было больше значимых монастырей, которым покровительствовал королевский дом, чем в Норфолке. На синод в Clofeshoh в 803 году епископ Dommoc взял с собой двух аббатов (возможно, из Блитбурга и Икена), а также священников, тогда как епископа Элмхема сопровождали только священники (95). Не исключено, что в Ист-Диереме (East Dereham) в Норфолке существовал двойной монастырь (96), но, помимо него и Элмхема, единственным крупным религиозным учреждением, связанным с Норфолком, является Кнобхерсбург. Долгое время считалось, что Кнобхересбург – это Бург Касл, однако недавняя оценка материалов обнаруженных при раскопках не выявила никаких убедительных доказательств в поддержку этой идентификации (97). В любом случае, это религиозное учреждение, по-видимому, просуществовало недолго (98). Обобщенные данные позволяют предположить, что центр Вуффингов находился в Саффолке, в частности, в юго-восточном прибрежном районе – округе Уиклоу (Wicklaw hundreds), включавшем Саттон-Ху, Снейп, Рендлесхем, Ипсвич, Берроу-Хилл и Икен и сохранившем определенную административную самостоятельность в последующие века. Возможно, контроль Вуффингов над Норфолком являлся результатом последующего развития.
Ничего не известно о мужских представителях королевского дома, не ставших королями, да и упоминания о знати в целом не намного лучше и не выходят за рамки таких свидетельств, как наделение королем Анной и его знатью Кнобхересбурга величественными зданиями и подарками (99). Беда, однако, мельком упоминает Овина, монаха из Ластингхема, который прибыл в Нортумбрию вместе с королевой Этельтрютой в качестве primus minstrorum et princeps domus eius (100). Другой тэн Этельтрюты, Имма, стал тэном нортумбрийских королей, правда, он мог быть выходцем из другого королевства (101).
Восточноанглийские принцессы, равно как и принцессы других королевств, играли важную роль благодаря брачным связям, которые они могли принести. Таким образом укреплялись союзы с Кентом и Нортумбрией, а брак Этельтрюты с Тондбертом из Южного Гирве, по-видимому, был особенно значимым, поскольку мог способствовать поглощению Южного Гирве королевством восточных англов (102). Основание Этельтрютой двойного монастыря в Эли, который мог быть административным центром Южного Гирве, возможно, облегчило этот переход и стало дипломатическим решением передачи земель под контроль Восточной Англии (103). Тот факт, что Этельтрюта, по-видимому, оставалась девственницей на всем протяжении двух браков, указывает на то, что символический характер таких союзов мог быть намного значимее сексуального аспекта.
Возможно, Эли был первым двойным монастырем, основанным в Восточной Англии, поскольку другие восточноанглийские принцессы, пожелавшие жить в монашестве, отправились во Франкию. Этельтрюта сменила на посту настоятельницы свою сестру Сексбурху, а ее, в свою очередь, по всей видимости, заменила ее дочь Эорменхильда (104). Сестра короля Эльфвальда Экгбурха была аббатисой, и Эли, скорее всего, был ее монастырем, поскольку, несомненно, являлся собственностью главенствующей женской ветви королевского дома и, по всей видимости, исключительно богатым (105). Возможно, также королевским был и двойной монастырь в Ист-Диереме в Норфолке, где была упокоена святая Вихтбурха, пока в конце X века ее кости не были бессовестно похищены монахами из Эли (106). По одной из традиций Вихтбурха была младшей дочерью короля Анны (107), однако если это так, то вызывает удивление, что Беда не упоминает о ней, хотя прекрасно осведомлен о ее сестрах. Традиционная дата ее смерти – 743 год (108) – также довольно поздняя для дочери Анны, и, скорее всего, ее истинная личность нам неизвестна. Традиции Эли о своих восточноанглийских святых принцессах весьма сомнительны, да и, вообще говоря, монахи Эли, как собственно и других реформированных монашеских обителей епископа Этельволда, похоже, не испытывали особых затруднений в искажении ранней истории в угоду своих интересов (109).
Восточноанглийские короли также выполняли свой долг перед церковью, и Беда особо выделил Сигеберта и Анну. Сигеберт основал кафедральный собор в Dommoc и монастырь в Кнобхересбург, а также, возможно, и третью обитель, в которую он удалился; в X веке считалось, что это монашеское убежище – Бетрикхесворде (Bury St Edmunds) (110). Анна связан с Блитбургом, где он, по-видимому, был похоронен (111), а Икен, основанный в год его убийства, возможно, выполнял особую мемориальную функцию (112). Король Эльфвальд в письме к Бонифацию упоминает семь монастырей, в которых молились за Бонифация и его миссию (113). К вышеупомянутому можно добавить второй кафедральный собор в Норт-Элмхеме и двойные монастыри в Эли и Ист-Диереме, однако, не исключено, что существовали и другие монастыри, не зафиксированные в письменных источниках, и вполне возможно, что места недавних раскопок в Берроу-Хилл и Брэндоне в Саффолке могли быть религиозными общинами (114). Житие святого Гутлака и письмо Бонифацию, относящиеся к правлению Эльфвальда, показывают, что в первой половине VIII века восточноанглийская церковь пребывала в добром здравии, и что накануне датского завоевания все еще имела двух епископов, хотя недостаток источников не позволяет дать более подробную оценку ее состояния в это время (115).
Резюме
Зачастую приходится горько сожалеть об утрате ранних восточноанглийских источников, что не позволяет в полной мере оценить многие аспекты монархии восточных англов. Однако способность королевства восстановиться после мерсийского завоевания в конце VIII - начале IX веков и просуществовать до периода датских завоеваний указывает на то, что это было королевство, в котором существовали эффективная королевская администрация и контроль над королевскими ресурсами. Многие рассматриваемые нами аспекты наводят на мысль о параллелях с королевством Кент. Это и верховная власть в начале седьмого века, и ранние связи с Франкией, и признаки богатства более высокого уровня, выраженные в импортируемых товарах, и ранние торговые базы, и ограничение престолонаследия узкой группой королевских сородичей (по крайней мере, до середины восьмого века). Подобные параллели, вероятно, не столько результат сознательного заимствования одного королевства у другого, сколько следствие использования схожих возможностей. В начале седьмого века оба королевства имели исключительно могущественные и богатые королевские дома, которые, вероятно, утвердились за 50-75 лет до этого времени. Оба королевства совсем незначительно расширили свои первоначальные владения, возможно, сдерживаемые природными препятствиями и амбициями других правителей. С другой стороны, беспощадная экспансия по мерсийскому образцу, похоже, не входила в число целей их королей. Преимущества, которые давали обширные морские побережья и легкий контакт с континентом, видимо, делали экспансию на запад не столь насущной.
© перевод britanniae.ru, 2024
1. Davis 1955; Whitelock 1972, 1–2.
2. HE Preface.
3. Wallace-Hadrill 1988, 112–13.
4. Stenton 1959.
5. Ridyard 1988, 176–96.
6. V.Guthlaci, пролог и 15–19.
7. Thacker 1985, 5–7.
8. Whitelock 1972, 6.
9. James 1917; Thacker 1985, 16–18.
10. Winterbottom (ed.) 1972, 67–87; Whitelock 1969.
11. Bruce-Mitford 1975, 1978 и 1983.
12. Bruce-Mitford 1975, 488–573; see also Evison 1980; Vierck 1980; Carver 1986, 94–6.
13. J.Kent in Bruce-Mitford 1975, 578–61.
14. Brown 1981.
15. Bruce-Mitford 1975, 683–717.
16. Bruce-Mitford 1975, 693–8; см. так же Kirby 1963, 522.
17. HE II, 12.
18. HE II, 15; и см. обсуждение даты правления Эорпвальда в Plummer (ed.) 1896, II, 106.
19. Carver and Evans 1989.
20. HE II, 15.
21. HB ch. 59.
22. Böhme 1986; Carver 1989, 147–8.
23. Hines 1984, 35–109, 270–85.
24. Bruce-Mitford 1975, 693 и 1986, 195–210.
25. Bruce-Mitford 1974, 55–60.
26. O’Loughlin 1964.
27. Evans 1986, 114–16.
28. Hines 1984, 286–91.
29. Hicks 1986.
30. Warner 1988.
31. Более подробно об этом смотри ниже, 69–70.
32. HE II, 15.
33. HE II, 5; Vollrath-Reichelt 1971, 80–8; Wallace-Hadrill 1988, 59, 220–2.
34. HE II, 12.
35. HE II, 15.
36. HE III, 18.
37. HE III, 7. 637/638 годы смерти Сигеберта указаны в FW и LE соответственно, однако высказывания Беды предполагают более длительное правление. В LE I, 18 сообщается, что Анна был убит на девятнадцатом году своего правления.
38. Whitelock 1972, 6–12; West and Scarfe 1984, 295; Thacker 1985, 17–18.
39. HE III, 18.
40. HE III, 21.
41. HE III, 24; см. Prestwich 1968 о текстологической поправке, касающейся роли Этельхере в битве при Винведе.
42. HE II, 15.
43. HE IV, 17; Plummer (ed.) 1896, II, 15.
44. HE III, 22.
45. HE IV, 19.
46. Chronicle I, 34–5.
47. V.Guthlact ch. 49 и 52.
48. Ibid. ch. 1–2.
49. В HS имена Хун и Беонна идут друг за другом как одно имя, но обычно считается, что они обозначают двух людей; EHD I, 240 и n. 9.
50. D. Sherlock в Fenwick 1984, 44–50; Grierson and Blackburn 1986, 277–8.
51. James 1917, 222 и 236.
52. Blunt 19961, 49–50.
53. Ibid, и Chronicle I, 54–5.
54. Grierson and Blackburn 1986, 281 и 293.
55. Pagan 1982 и Archibald 1982.
56. Chronicle I, 60–1; Pagan 1982.
57. Loomis 1932; Whitelock 1969; Smyth 1977, 201–13.
58. Grierson and Blackburn 1986, 294.
59. Davies 1973; Campbell 1979, 4–6; и см. выше гл. 1, 20.
60. Courtney 1981.
61. Darby 1934.
62. Müller-Wille 1974.
63. Evans 1986; Carver 1986, 102–8.
64. Bruce-Mitford 1975, 578–681; см. так же Grierson 1970.
65. HE II, 15 и III, 18.
66. Wallace-Hadrill 1988, 77–8, 223.
67. HE III, 19; Whitelock 1972, 5–6; Wallace-Hadrill 1988, 114–15.
68. HE III, 8 и IV, 23.
69. Dunmore et al. 1975; Hodges 1982, 70–3.
70. Hurst 1976, 299–303.
71. Hodges 1982, 87–94.
72. Metcalf 1984, 58–9; Stewart 1984, 9–10, 15–16.
73. Grierson and Blackburn 1986, 277–8.
74. HE II, 15; Whitelock 1972, 3–8.
75. HE III, 18.
76. HE IV, 22.
77. См. n. 38. Племянница (Эорменбурха) королевы Сеаксбурхи (дочь короля Анны) вышла замуж за короля Меревалха из Магонсета.
78. HE II, 12.
79. HE IV, 23.
80. Historia Abbatum (Anon); Plummer (ed.) 1896, I, 389; EHD I, 759; Whitelock 1972, 10–11.
81. HE Preface.
82. HE IV, 19.
83. Dumville 1976, 31, 33–4 и 37; см. таблицу 7.
84. Stenton 1959.
85. Glass 1962.
86. James 1917, 222 и 236.
87. Warner 1988.
88. Whitelock 1972, 4.
89. HE IV, 5; Whitelock 1972, 8.
90. Hart 1971, 153–4.
91. HE III, 18.
92. HE III, 22 and 24.
93. Bruce-Mitford 1952.
94. Fenwick 1984; Carr, Tester and Murphy 1988.
95. Whitelock 1972, 16–17; и смотри ниже, 71.
96. Смотри ниже, 70.
97. Johnson 1983.
98. HE III, 19; Whitelock 1972, 5–6.
99. HE III, 19.
100. HE IV, 3.
101. HE IV, 22.
102. HE IV, 19.
103. Miller 1951, 8–15; Courtney 1981.
104. HE IV, 19; Rollason 1982, 34, 38, 84 и 87. О возможной связи дочери Эорменхильды Вербурхи с Эли см. LE I, 15; Thacker 1985, 4; Ridyard 1988, 179–81.
105. V.Guthlaci 146–9.
106. LE II, 53; Ridyard 1988, 59, 180–1.
107. Rollason 1982, 84, 85 and 87.
108. Chronicle F sa 798.
109. Ridyard 1988, 176–96.
110. LE I, 1; Ridyard 1988, 219–20.
111. LE I, 7.
112. Chronicle I, 28–9; West and Scarfe 1984.
113. Tangl(ed.) 1916, no. 81.
114. Fenwick 1984; Carr, Tester and Murphy 1988.
115. Whitelock 1972, 17–22.