Англосаксонские поэмы, такие как Беовульф, в изображении сражения описывают на удивление мало подробностей. Отрывки, которые они содержат, обычно чересчур стилизованы, чтобы обладать большой исторической ценностью. Однако, они, до некоторой степени, помогают, отследить тот путь, по которому битва подвергалась стилизации, подчиняясь обычаям и традиции.
Существует, тем не менее, «героическая поэма», неозаглавленный отрывок которой обычно известен как Битва при Мэлдоне, относящаяся к событиям сражения, произошедшего в 991 г. между местными силами Уэссекса и вторгнувшейся армией викингов, которая дает нам, хотя и не полностью, необычайно ясное представление о том, как сами англосаксы относились к сражению. Можно добавить фрагменты из некоторых других сохранившихся текстов, наиболее заметными из которых являются Англосаксонская хроника, Битва при Брунанбурге (записанная в Англосаксонской хронике) и частично сохранившаяся поэма Битве в Финнсбурге. Но, конечно же, ценнейшей из всех является запись о битве при Гастингсе – наиболее полно документированное описание сражения.
Источники не вполне ясно описывают характер боевых построений англосаксов. Континентальные германцы, видимо, отдавали предпочтение применению треугольного клина. По Тациту, традиционный боевой порядок пеших германцев – одиночный строй, состоявший из нескольких клиньев. Клинья, бесспорно, применялись в Британии, хотя они лучше известны по сагам, в которых ими пользовались викинги. Командиры располагались на передних вершинах клиньев. Поздние староанглийские слова, обозначающие лидера, – ord и ordfruma (ord = «острие, наконечник, место», ordfruma = «лидер») – позволяют предположить дальнейшее применение клиньев англосаксами. В раннем периоде, когда армии были небольшой численности, клин, видимо, был характерен и для построения hearthweru. Менее обученные подразделения фирда, возможно, развертывались в более простом порядке.
Не вызывает сомнения, по крайней мере, то, что фирд на поле боя дробился на небольшие отряды, и не являлся большим единым целым. Англосаксонская хроника неоднократно упоминает подразделения фирда – например, «мужчины Кента», «люди Девоншира и Сомерсета», иногда даже называя определенные города, такие как, Глостер, Оксфорд или Лондон. Люди с близлежащих местностей, либо связанные кровным родством, вероятно, в военных условиях поддерживали и ободряли друг друга.
Хроника поясняет, что фирд, набранный из различных областей не только подразделялся на отдельные части по административным признакам, но и, фактически, воевал ими. Например, в 1010 г., в битве между войском эльдормена Ульфкителя Восточноанглийского и вторгнувшимися силами данов, восточные англы, как сказано, бежали, а люди Кембриджшира стояли до конца, пока не были разбиты. Земляки, набранные вместе, вместе же и шли в поход, а так же стояли по соседству друг с другом при составлении боевых рядов. К сожалению, практически ничего не известно (если вообще что-то известно) о размерах и тактике подразделений таких региональных частей фирда. Хотя, возможно, что ширы и сотни (или wapentakes) придерживались той же тактике, что и административные соединения.
Постоянным термином, использующимся в поэмах, для описания боевого строя (или скорее даже боевого порядка) является scildburh – буквально «щит-крепость», по всей видимости, сомкнутый заградительный строй. Люди в передних шеренгах, несомненно, обладали лучшей экипировкой, чем те, кто стоял в тылу и имел более простое вооружение; некоторые из сзади стоящих имели только наскоро смастеренное оружие. Скорее всего, scildburh являлся квадратным, а не линейным боевым порядком. Это, видимо, был оборонительный способ построения, когда лица людей были обращены во все стороны.
Местные дружины (hearthweru, состоящие из знатных соратников, а позднее из хускарлов), скорее всего, располагались отдельно от фирда. Вероятно, они располагались на наиболее уязвимой позиции, где их пример мог бы поддержать боевой дух ополчения армии. Возможно, что они располагались перед рядами боевого строя фирда, как «твердыня» перед менее подготовленным войском, впрочем, это только предположение. При Гастингсе, тем не менее, королевские хускарлы, по источникам, располагались последними, что предполагает, что они составляли отдельный отряд.
В поздней исландской Flateyjarbok, которая не всегда достоверна, говорится, что хускарлы административно подразделялись на два отряда, один базировался в Лондоне, другой в Слессвике, в не идентифицированном местечком под Йорком. Как они строились на поле боя - вместе или раздельно - не известно. Братья короля Гарольда, Гирт и Леофвин, как известно, имели своих собственных хускарлов. Гобелен из Байо изображает их изрубленными со своими соратниками при очередной атаке, однако, не при той, при которой пал Гарольд. Это означает, что их собственные телохранители располагались отдельно от личных хускарлов Гарольда, которые дрались рядом с Гарольдом, и продолжали сражаться даже после того, как Гарольд был убит. Однако же, после битвы тела Гирта и Леофвина были найдены недалеко от Гарольда, что противоречит этому предположению.
Последовательность действий, объясняющая принцип использования пращи. Дешевое и простое оружие, праща была хорошо известна англосаксам. Свидетельства, подтверждающие ее боевое применение во времена англосаксов, тем не менее, весьма незначительны. Некоторые из наименее оснащенных фирдов при отсутствии иного оружия, должно быть, мастерили пращи. (Колчестерское историческое исполнительское общество, фото: Маргарет Кей и Поль Адамс).
Во время сражения тэн исполнял приказы практически тех же самых старших лиц, чьи указания он выполнял в и мирное время. В присутствии короля, общее командование войском находилось в его руках, однако существовали эпизоды, когда фирд отказывался воевать, если король отсутствовал. В древности отдельные военные отряды графства, видимо, находились под началом эльдормена. В X и XI вв. власть удельного эльдормена возросла настолько, что теперь он контролировал несколько графств, и имел право поднимать отдельные армии для местной обороны под своим личным командованием. В битве при Мэлдоне в 991 г., например, общее командование над английскими силами обороны взял на себя Бюрхтнот, эльдормен Эссекса. В связи с расширением сферы обязанностей эльдормена, командование отдельным военным подразделением графства перешло к королевским чиновникам, называемым shire-reeves, более известных в настоящее время как «шерифы». Командиры небольших подразделений главных сил войск, вероятно, подбирались из сословия тэнов.
В поэмах командующие англосаксов производят впечатление отцов, бывалых мужей, которые увлекают своих соратников собственным примером, гарцуя верхом на коне во главе своих отрядов, выстраивая их в должном боевом порядке, увещевают их и дают совет, как лучше использовать их вооружение. В самой сечи они - первые в гуще событий, выказывая завидное мужество и постоянно выкрикивая поощрения своим воинам.
Описание английского командующего Эльдормена Бюрхтнота в поэме Битва при Мэлдоне является одним из лучших изложений мельчайших подробностей англосаксонского полководческого искусства:
…стал по уставу Бюрхтнот ставить войска,
скакал на коне, указывал каждому воину,
кому какое мужу место, а вместе наказывал,
чтобы щиты наизготове держали
крепко в руках и прямо, дабы страха не ведать;
когда же рать-преграду построил как должно,
там он спешился, среди приспешников верных,
среди приближенных дружинников, живших в доме его.
(1)
Крышка ларца Фрэнкса, датированного 8-м столетием, и, возможно, изготовленного в Нортумбрии. Сцена изображает человека по имени Аэгиль (идентифицирован рунами, вырезанными чуть выше него), обороняющего с помощью лука свой дом. Один из нападавших, как кажется, оснащен шлемом “Коппергейтского” типа. Другие экипированы кольчугами и туниками, длиной доходящими до колен.
Из поэмы Битва при Мэлдоне понятно, что командующие, подобно Бюрхтноту, оставались в седле до самого начала сражения. Наиболее болезненный вопрос - роль, сыгранная лошадьми, принадлежащим лично тэнам и хускарлам.
Как ранее упоминалось, значительная часть хускарлов и тэнов имела лошадей. До сих пор известно лишь одно сражение, в котором армия англосаксов пыталась драться не спешившись. Это произошло в битве при Херефорде в 1055 г., когда английская армия под командой недавно назначенного Ральфа Тимида, норманнского эрла Херефорда, встретилась с восставшим объединенным войском английских, валлийских и ирландских отрядов. Амия эрла Ральфа, состоявшая большей частью из фирда Херефордшира, вероятно была обучена норманнской манере конной тактики. Тогда это, судя по всему, принесло мало хорошего. В Англосаксонской хронике говорится: «до того как копье было брошено, англичане бежали, поскольку они пытались сражаться верхом». Хотя вина за поражение непосредственно лежит на этом «неестественном» (для англосаксов) способе боевых действий, истинная причина может заключаться не более как в непопулярности норманнского эрла. Битва при Херефорде стала исключительным сражением и, скорее всего, англосаксонские тэны обычно спешивались (подобно Бюрхтноту) до начала битвы и отсылали свих лошадей в тыл.
Заглянуть в мысли англосакса, стоящего в боевом строю и ожидающего начала битвы, трудно, т. к. не сохранилось ни частных хроник, ни дневников, хотя поэмы, возможно, являются источником, практически не уступающим им по качеству. Несомненно, что обычный англосакс совершенно не испытывал тот страх перед смертью, какой испытывает современный солдат. Англосаксонский тэн крепко веровал в судьбу. Его жизнь представляла собой «нить» (2), выпряденную и сплетенную «норнами», тремя бессмертными сестрами. Если он погибал в битве, то это было предопределено, ибо избегнуть смерти невозможно. Живя достойно и смело сражаясь, он, в конце концов, не давал норнам повода для того, чтобы преждевременно прекратить прясть его нить. Если норны были против него, всё, что он должен был сделать, это умереть достойно, чтобы его слава продолжала жить после него.
Приход христианства немного изменил этот образ предопределенности. В VIII и IX вв., когда англосаксонская устная литература стала записываться, слово Metod (мерило) обозначало в равной степени, как Бога, так и судьбу. Христианство, тем не менее, привнесло иные влияния. Когда в IX в. начали прибывать новые волны скандинавских захватчиков, обращенный в христианство англосаксонский тэн имел новые обязательства. Перед язычниками теперь он находился под защитой христианства. Любые раскаянья относительно поверженных врагов теперь перекладывались на религию. Если он погибал в битве против язычников, ему было гарантировано отпущение грехов и безотлагательное место в раю.
Церковь играла ключевую роль в войне; перед битвой священники служили божественную мессу собравшейся армии и наставляли свою христианскую паству в необходимости борьбы за святое дело. В языческие времена армия перед началом боя, воспевала хвалу идолам. (Тацит особо упоминает песни в честь «Геркулеса», возможно, римский эквивалент германского бога Тунора). С наступлением же христианства произошла замена на песнопения и молитвы во славу Бога христианского.
В том случае, когда христианской службы было не достаточно, любая попытка спастись бегством со стороны отдельного тэна являлась последующим отказом от обязательств своему лорду и равным себе. Верность до смерти – вот тема, проходящая через литературу. Тацит упоминает о судьбе некоего германца, предположительно дезертира, который был повешен в дальней роще или утоплен в болоте, так чтобы другие люди не могли видеть его позора. Подобные смертные казни не упоминаются в англосаксонских источниках: высшей карой являлось отлучение тэна от общества, в котором заключался смысл его жизни. Наихудшим наказанием за трусость было объявление «подлецом» (3). Тэн объявленный «подлецом» становился никем – человеком вне закона, без положения в обществе. Его могли убить абсолютно безнаказанно, но только, и это важно – не домашние, не лорд и не товарищи.
Сцена англосаксонского сражения из манускрипта XI века. Количество коронованных властителей – результат библейского сюжета. Только один, и это – король, одет в кольчугу – свидетельство высокого положения. Незащищенные доспехами воины – тэны. Они, в большинстве своем, не носят усы и бороду и одеты в стилизованные фригийские колпаки и обыкновенные туники. Причудливые копья с тройной гардой – результат влияния художественных изысков Каролингов: наконечник копья подобного типа найден не был. Воины одного из королей, изображенные справа, по всей видимости, пытаются покинуть поле боя, слагая с себя обязанность биться до смерти. (Британская библиотека, Ms. Cotton Claudius B IV"
В открытом наступательном сражении против других армий, состоящих из пехоты, воины, построенные в боевой порядок, как и в наше время, медленно продвигались вперед. Каждое из формирований, набранное из жителей своей местности, наступало независимо от других, глубоким боевым порядком, именуемым «щит-крепость» («крепость из щитов»). Видимо, предпринимались усилия для удержания различных щит-крепостей вместе в единой неразрывной линии. Две противостоящие друг другу шеренги стен щитов могли, не мудрствуя, сразу же напасть друг на друга без какой-либо попытки маневра; но опытный командир мог выполнить перегруппировку для занятия более выгодного положения на данной местности. Фронт мог растянуться в попытке обойти неприятельскую стену щитов или увеличить число шеренг в конкретной точке в стремлении пробиться сквозь нее, воспользовавшись абсолютной численностью.
При оборонительных боевых действиях, таких, как, например, при Гастингсе, щит-крепости занимали защитную позицию на возвышенностях или вершинах холмов. Перестроившись так, что бы каждый смотрел лицом наружу, они могли эффективно образовать каре, предотвращая обход кавалерии с флангов. Люди в строю смыкали шеренгу – увеличивая плотность, таким образом, легче было сдерживать натиск кавалерийских атак – прикрываясь щитами для противостояния вражескому обстрелу.
Члены Колчестерского исторического исполнительского общества, костюмированные под англо–данов конца 10 столетия, выстраивают «стену щитов». Ряженые актеры экипированы всевозможным оружием, включая копья, мечи и топоры; щиты имеют переменный диаметр, как и свидетельствуют археологические находки. (Фото: Маргарет Кей)
Обычно битва начиналась перестрелкой с дальней дистанции. Находки IV века, обнаруженные в торфянике в Ejsbøl, содержали в каждом комплекте оружия дротик, который наряду с копьем, предназначался для ближнего боя. Подобный набор могли иметь при себе многие англосаксонские воины. Подтверждение стрельбы из лука и пращи весьма ограничено, что наводит на мысль, о достаточно редком ее применении. Она могла быть направлена непосредственно на командующих: в битве при Стамфорд Бридж в 1066 г. норвежский король Гарольд Хардрада, как известно, был убит стрелой в горло.
Обычно на обмен выстрелами из луков и пращей требовалось небольшое время, после чего боевые порядки сходились. Битва затягивалась лишь в исключительных обстоятельствах, как, например, при Мэлдоне. В этом сражении армии англосаксов и викингов мешал сойтись в рукопашную прилив в устье реки. Согласно поэме Битва при Мэлдоне, две армии стояли друг против друга, разделенные заливом до тех пор, пока не закончился долгий прилив:
Там со щитами он поставил воинов,
над рекой по его приказу войска стояли,
и только протока противников разлучала,
бурлил прилив по следам отлива,
рукава заливая; […]
саксы, мужеством препоясанные, и войско ясеневое;
встали, но сталью друг друга достать не могут,
разве стрелою резвой срезать насмерть;
вода спала; ждали викинги – там немало
было корабельщиков, битвы жаждущих.
(4)
Видимо, несмотря на многочасовое противостояние и перестрелку, потери были невелики: собственно сама битва шла врукопашную.
По крайней мере, начиная со времен Тацита, германские воины, в преддверии битвы, выкрикивали в один голос боевые песни, известные как барит (baritus) – что означало «рев, гул». Римский историк IV в. Аммиан писал (5), что барит применялся германцами, состоящими на службе в армии Константина I, и, позднее, был перенят от них многими римскими войсками. Его целью было укрепить мужество воинов и запугать своих противников. В этом присутствовал элемент оценки неприятеля, что, возможно, не полностью было понято Тацитом, когда он, говоря о германцах, писал: «…по его звучанию судят о том, каков будет исход предстоящей битвы; ведь они устрашают врага или, напротив, сами трепещут пред ним, смотря по тому, как звучит песнь их войска…(6)».
Тацит пытался передать точное описание природы звука: «Стремятся же они больше всего к резкости звука и к попеременному нарастанию и затуханию гула и при этом ко ртам приближают щиты, дабы голоса, отразившись от них, набирались силы и обретали полнозвучность и мощь (7)». Около 400 г., когда Вегеций написал свое Краткое изложение военного дела, значение слова барит слегка изменилось: «Крик, который называется “баррит”, не должен подниматься раньше, чем сойдутся оба строя. Признак неопытных и трусов начинать кричать издали, тогда как враги более поражаются страхом, если этот ужас военного крика сочетается с ударами копий (8)».
Несомненно, что подобие барита сохранилось в англосаксонской Англии. (Боевой клич оставался универсальным до тех пор, пока автоматическое оружие не потребовало сдать ему свои позиции.) Уэйс приводит английские боевые кличи в битве при Гастингсе, такие как Ut, Ut! (староанглийское Вон, Вон!). Другими кличами, в большей степени навеянные развитием христианства, были Godemite! (God Almighty!, т.е. Боже Всемогущий!) и Olicrosse! (Holy Cross!, т.е. Святой Крест!). Последний из них мог иметь непосредственное отношение к Гарольду, который приписывал себе обладание найденной части креста, на котором был распят Иисус, и воздвиг аббатство «Святого Креста» в Уолтеме в Эссексе для предоставления этой реликвии пристанища, отчасти как жест лигитимности своего восшествия на престол.
(1) Битва при Мэлдоне, ст. 17. В книге «Древнеанглийская поэзия», изд. Наука, 1982 г. <текст>
(2) См. Старшая Эдда. С-Пб, Наука, 2005. Первая песнь о Хельги убийце Хундинга:
«Ночь была в доме,
норны явились
судьбу предрекать
властителю юному;
судили, что он
будет прославлен,
лучшем из конунгов
прозван будет.
Так нить судьбы
пряли усердно,
что содрогались
в Бралюнде стены;
нить золотую
свили и к небу –
к палатам луны –
ее привязали…» <текст>
(3) níþing (ст. англ.) лицо, совершающее мерзкие поступки, мерзавец. <текст>
(4) Битва при Мэлдоне, ст. 62. В книге «Древнеанглийская поэзия», изд. Наука, 1982 г. <текст>
(5) Аммиан Марцеллин, Римская история, Алетейя, 2000, СП, издание третье, стр. 504, XXXI, 7, 11. «И вот, когда боевые линии на той и другой стороне, осторожно выступая вперед, встали неподвижно на месте, бойцы оглядывали друг друга, бросая взгляды злобы и ожесточения. Римляне подняли по всей линии боевой клич, который, становился все громче и громче – он называется варварским словом баррит – и возбуждали тем самым свои мощные силы, а варвары грубыми голосами возглашали славу предков, и среди этого шума разноязычных голосов завязывались легкие схватки.» Сравни так же: «Но когда они сошлись лицом к лицу, то долго шел бой с равными шансами успеха для обеих сторон. Корнуты и бракхиаты, закаленные в боях, нагоняющие страх уже внешним своим видом, издали громкий боевой клич. Начинаясь в пылу боя с тихого ворчанья постепенно усиливаясь, клич этот достигает силы звука волн, отражающихся от прибрежных скал.» Там же: XVI, 12, 43. стр. 109. <текст>
(6) Тацит, 1993, 1 том, стр 354. О происхождении германцев и местоположении Германии, 3. <текст>
(8) КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ВОЕННОГО ДЕЛА. Флавий Вегеций Ренат, III, 18. Вестник древней истории, М., Соцэкгиз, 1940 г., № 1, перевод С. П. Кондратьева <текст>
© перевод al_avs
Читать далее →